"Формула-1": Первый блин Виталия Петрова

Российский гонщик "Формулы-1" досрочно завершил гонку на первом этапе Гран-при Бахрейна из-за поломки подвески. При этом после гонки он удостоился положительных отзывов экспертов

"Формула-1": Первый блин Виталия Петрова
Фото: Reuters

Москва. 15 марта. INTERFAX.RU - Первый этап юбилейного чемпионата мира Формулы-1 впервые за несколько лет прошел не в жаркой Австралии, а в не менее знойном Бахрейне. Победу одержал новобранец Scuderia Ferrari двукратный чемпион мира Фернандо Алонсо. Но впервые за многие годы по-прежнему не очень многочисленная армия российских поклонников "королевских гонок" следила за выступлением совсем другого человека – первого отечественного пилота Ф-1, Виталия Петрова.

Полный бак, пожалуйста!

Эта фраза из голливудских фильмов, озвучиваемая героями на бензоколонках, стала, пожалуй, определяющей при подготовке команд к нынешнему сезону. После прошлогодних революционных изменений в регламенте, значительно упростивших аэродинамику болидов и вернувших слики вместо шин с канавками, очередные поправки к техническим требованиям перед сезоном-2010 вновь заставили поломать головы конструкторов и инженеров.

Решение отменить дозаправки по ходу гонки вызвало немало проблем. Прежние баки машин просто не могли вместить все необходимое на гонку топливо, поэтому их размер пришлось увеличивать практически в два раза – примерно до 170-180 литров. Соответственно, выросла длина машины, а значит, появилась проблема с недостаточной поворачиваемостью. Заправлять в вираж длинную машину, которая к тому же вначале гонки тяжелее на два центнера, чем в конце, пилотам стало гораздо сложнее. Нельзя забывать и о том, что нагрузка на шины у заправленной под завязку машины гораздо выше обычного. Поэтому большое значение стало иметь умение пилота беречь резину. К примеру, Дженсон Баттон, сбежавший из Brawn GP в McLaren в межсезонье, обладает плавным стилем, буквально "облизывая" повороты. А его новый напарник Льюис Хэмилтон, наоборот гоняется резко, сильно нагружая резину.

Несомненно, главной персоной минувшей зимой в мире Формулы 1 стал Михаэль Шумахер. Немец, которому проблемы со здоровьем не позволили вернуться на трассу в прошлом году в составе Ferrari, когда Фелипе Масса получил жуткую травму на Гран При Венгрии, потерял покой, и залечив шею, подписал контракт с Mercedes GP, в которую превратилась чемпионская Brawn GP. Кстати, Шумахер начинал гоночную карьеру при поддержке мерседесовцев. Да и все титулы за-воевал под началом Росса Брауна, оставшегося руководителем новооб-разованной заводской команды.

Для нас же наиболее волнительным событием стало заключение контракта команды Renault с Виталием Петровым, ставшим первым российским пилотом в Формуле 1! Талантливый парень из Выборга стал напарником Роберта Кубицы, перебравшегося к французам из BMW. Кстати, Renault образца 2010 года уже, по сути, не является заводской командой. Отныне она на 75% принадлежит предпринимателю Жерару Лопесу.

Предсезонные тесты не выявили явного лидера, однако было хорошо видно, что Ferrari явно быстрее, чем в прошлом году. Сопоставимую скорость продемонстрировали McLaren, Mercedes, Red Bull. За ними держались Williams, Toro Rosso, Force India, Renault, BMW Sauber. С последней командой вообще сложилась забавная ситуация. BMW ушла из чемпионата, но команда вынуждена выступать под прежним названием, потому баварцы зарегистрировали заявку на участие в чемпионате-2010 именно под таким названием, а уйти решили позже. Пикантность заключается в том, что немцы полностью прекратили работу, и продали команду обратно Петеру Зауберу, владевшему ей ранее. Швейцарец был вынужден искать нового поставщика моторов. И нашел его - теперь BMW Sauber выступает в чемпионате с двигателями... Ferrari!

Так же в межсезонье было много разговоров о новых командах. В итоге в Бахрейн прибыли Virgin Racing, Lotus и HRT. Причем, Lotus – легендарное британское имя в Формуле 1 – теперь является малазийской командой. Азиатские товарищи просто выкупили этот бренд у англичан. А вот широко разрекламированный проект US F1, авторы которого обещали построить американский болид на территории Америки из американских же деталей, ожидаемо провалился. Американским владельцам команды почему-то не поверили американские спонсоры, и денег не дали! Поэтому в Бахрейн приехали 12 команд. Тринадцатой должна была быть Toyota, но и она ушла из Формулы 1 зимой.

Две лиги

Учитывая, что все три новых команды созданы, по сути, с нуля, было бы странным ожидать от них борьбы даже в середине пелотона. Новички это неплохо понимают, поэтому цель у них одна – стать лучшими среди подобных.

Стоит отметить, что формат квалификации остался практически тем же, состоящим из трех частей. В первой и второй отсеиваются по семь самых медленных гонщиков, а десятка быстрейших разыгрывает поул. Единственное отличие связано с топливом и шинами. Если в прошлом году, когда существовали дозаправки, в финале гонщики соревновались с тем количеством топлива, с которым в воскресенье должны уйти в гонку, то отныне этого нет, а машины заправляются под завязку уже после квалификации. Усложнением для участников финальной части квалификации стало нововведение, согласно которому в гонку пилоты первой десятки будут уходить на тех же шинах, что и в квалификации.

В субботу ожидаемо в первом сегменте отсеялись все три новых команды, которые на протяжении февральских тестов отставали от остальных на 3-4 секунды с круга. Примечательно, но конюшня HRT вообще впервые вывела машины на трассу только в Бахрейне – еще за месяц до старта чемпионата она имела название Campos, но не имела денег, поэтому новый владелец еле успел подготовить к гонке. Одним из гонщиков команды является не кто иной, как Бруно Сенна, племянник великого трехкратного чемпиона мира Айртона да Сильвы Сенны.

Компанию шести пилотам команд-аутсайдеров составил Хайме Альгерсуари из Toro Rosso, который ошибся в своей финальной попытке.

Во второй части квалификации слабейшим, как это ни обидно, стал Виталий Петров. В утешение можно сказать, что это была лишь первая гонка в карьере нашего соотечественника, который, если уж честно, выступает за далеко не самую сильную команду. Задача Виталия в этом сезоне – борьба со своим напарником. Если россиянин не будет сильно отставать от Кубицы по ходу сезона – сотрудничество с ним будет продолжено. Компанию отсеянных Петрову составили ветеран Рубенс Баррикелло, перешедший в Williams, Витантонио Лиуцци (Force India), новичок Ф 1 Нико Хюлкенберг (Williams), Педро де ла Роса, вернувшийся в гонки из тест-пилотов в составе Sauber, а также Себастьян Буэми (Toro Rosso).

В финале ожидаемо встретились представители четырех фаворитов – Ferrari, McLaren, Red Bull и Mercedes. Туда же попали Адриан Сутил, чья Force India феноменально быстра на прямых, но не очень хорошо держится в поворотах, и, к сожалению для Петрова, Роберт Кубица.

Первым обладателем поула этого сезона стал Себастьян Феттель. За ним пристроились два пилота Скудерии – Фелипе Масса и Фернандо Алонсо. Причем, бразилец был явно расстроен второй позицией, что говорит о его здоровых амбициях. Четвертым стал Льюис Хэмилтон, за ним расположились Нико Росберг, Марк Уэббер, Михаэль Шумахер, Дженсон Баттон, Роберт Кубица и Адриан Сутил.

Красный дубль

Учитывая возросший вес машин, необходимость беречь шины, старт первой гонки представлял большой интерес: было крайне занимательно посмотреть, как гонщики будут бороться на старте, не забывая о сохранности резины.

После того как погасли стартовые огни светофора, Феттель сорвался с места, даже не дав надежды никому из преследователей на обгон в первом повороте. Зато Фернандо Алонсо "вероломно" обманул Массу, пройдя того на прямой. Накануне испанцу на пресс-конференции был задан вопрос, будет ли он обгонять Фелипе на старте?

Фернандо ответил, что вряд ли. Но в воскресенье, видимо, передумал. Хотя стоит отметить, что маневр Алонсо провел чисто, без грубости. Тройка лидеров устремилась в отрыв, а за их спинами развернулась ма-ленькая драма. На машине Марка Уэббера произошел выброс масла, оно попало на раскаленный выпускной коллектор, в результате чего из машины вырвалось облако плотного белого дыма, внутри которого произошел контакт между Робертом Кубицей и Адрианом Сутилом. Немца и поляка, заблудившихся в дыму от Red Bull, развернуло, и они моментально откатились в хвост пелетона. Зато Виталий Петров на старте не растерялся, да и само начало гонки ему, мягко говоря, удалось. После выхода из первого поворота Виталий был 13-м, а после ошибки Кубицы и Сутила – одиннадцатым, отыграв в общей сложности шесть позиций! После этого "выборгская ракета" смог закрепиться позади опытнейшего Барикелло, который готовится в 2010 году отметить свою трехсотую гонку в Ф 1! Кстати, в связи с увеличением команд, изменилась система начисления очков. Теперь их получают не восемь, а десять лучших, а за победу дают не 10, а 25 баллов. При этом увеличена ценность победы: если раньше разрыв между первым и вторым местом составлял всего два очка, то теперь целых семь. Поэтому Петров, реально претендовал на свои первые очки уже в дебюте, что в истории Формулы 1 удавалось немногим.

Большинство новых команд устранилось из гонки еще до ее середины. Лишь пилоты Lotus продолжали наматывать круги, но в итоге до финиша добрался только Хейкки Ковалайнен, Ярно Трулли не доехал до клетчатого флага меньше круга. К глубокому разочарованию, уже на 13-м круге сошел Виталий Петров – на его машине развалилась подвеска правого переднего колеса.

Тем временем, лидеры продолжали гонку. Себастьян Феттель спокойно держался в трех секундах впереди Алонсо, за которым, примерно на том же расстоянии двигался и Масса. Не принес изменений и единственный пит-стоп лидеров. В отсутствие дозаправки теперь он длится порядка 4,5 секунд вместо прежних 7-9, но в Red Bull механики смогли уложиться в 4 секунды. Причем, во время предсезонных тестов одна из команд смогла сменить колеса вообще за 2,5 секунды!

Льюис Хэмилтон смог опередить Нико Росберга в борьбе за четвертую позицию за счет более ранней смены шин. Шестым двигался Михаэль Шумахер, который медленно, но верно отставал от молодого напарника по команде.

Вскоре после экватора гонки произошло невероятное: обе Ferrari разом отыграли все отставание от Феттеля. Сначала гоночный инженер немца успокоил его, объяснив это попыткой психологического воздействия со стороны Ferrari, желанием подавить на нервы. В подтверждение его слов разрыв между машинами стабилизировался, но затем красные болиды вновь начали приближаться, причем их преимущество в скорости было видно уже невоо-руженным глазом. Феттель запаниковал, списав разницу в скорости на ис-тертые покрышки. Однако, проблема крылась не в них, а в одной из выхлопных труб, которая просто-напросто развалилась. У машины упала скорость, после чего Алонсо, а за ним и Масса обошли Red Bull Себастьяна как стоячий. После этого Алонсо моментально взвинтил темп, оторвавшись от Массыу которого, как выяснилось позже, также возникли проблемы с машиной. Вскоре Феттеля прошел и Льюис Хэмилтон, выйдя на третье место. Попытку догнать немца предпринял и его соотечественник Росберг, но на финальных кругах Себастьян смог взвинтить темп, сохранив тем самым четвертое место.

Первым финишный флаг увидел Фернандо Алонсо, Масса на не совсем исправной машине обеспечил команде дубль, замкнул призовую тройку Льюис Хэмилтон. Стоит отметить достаточно осторожное выступление Михаэля Шумахера, финишировавшего шестым. За ним пришли действующий чемпион мира Баттон и Марк Уэббер, который смог доехать до финиша, несмотря на ин-цидент на старте гонки.

Уже после финиша семикратный чемпион высказал опасения, что гонки в этом году станут скучнее – после старта, где еще возможна хоть какая-то борьба, пилоты будут просто наматывать круги, стараясь беречь резину. Ведь залог успеха в этом году, помимо быстрой машины, один быстрый пит-стоп.

Первый этап показал, что пока в чемпионате есть две команды, которые могут бороться за победы, – Ferrari и Red Bull. Причем, итальянцам надо подтянуть скорость в квалификациях. Уже сейчас видно, что Феттель на одном единственном круге может быть очень хорош. Близко располагается и McLaren, но пока смущает разница между Хэмилтоном и Баттоном. Если англичанин не решит эту проблему, он рискует стать вторым чемпионом мира, который станет "вторым номером" при Льюисе. Первым был, как из-вестно, Алонсо, который был вынужден вернуться в ослабевшую Renault после года в McLaren, не выдержав психологической борьбы с Хэмилтоном. Не секрет, что MP 4-25, нынешняя машина McLaren, создавалась под молодого мулата, поэтому Дженсон испытывает определенные трудности в настройках и управлении болидом, даже хотя бы потому, что он выше напарника на целых десять сантиметров.

Еще больше работы предстоит в Mercedes. Росс Браун еще зимой предупредил, что такого преимущества как в 2009 году, от команды ждать не стоит – тогда успех стал возможен благодаря радикальным изменениям в регламенте. Теперь же технические требования во многом остались теми же, и конкуренты подтянулись. Поэтому лицо во время гонки у Брауна было весьма озабоченное. Неудивительно: ведь Росберг не смог обогнать даже неисправный Red Bull Феттеля, а Шумахер имел реальную возможность пропустить вперед Уэббера, маячившего всю гонку за спиной "Красного барона".

С середняками ситуация более-менее понятная, здесь нас может интересовать выступление Петрова. Несмотря на неудачу в первой гонке, стоит отметить, что Виталий хорошо подготовился к началу сезона. Прекрасный старт и уверенный пилотаж порадовали, думается, многих. Не исключено, что не будь этой злосчастной поломки, Виталий смог бы финишировать в очках. Хотя бы потому, что его напарник Роберт Кубица, откатившийся в самом начале гонки в хвост пелотона, смог подняться на обидное 11-е место, первое из тех, за которые не дают очков. Жаль только, что голова нашего пилота забита не только мыслями о гонках, но и поисками денег на выступление в команде. Менеджмент гонщика смог выплатить Renault 7,5 млн евро, до середины сезона нужно заплатить еще столько же. А денег, как говорят, пока нет. Наши компании демонстрируют стран-ное равнодушие к сотрудничеству с Петровым, хотя всем известен сумасшедший медийный эффект от рекламы в Формуле 1. Пиарщики того же "Лукойла", видимо, где-то спят, в то время как против нефтяного гиганта в интернете развернута кампания с призывами не пользоваться заправками концерна в связи с ДТП с участием вице-президента «Лукойла» Анатолия Баркова. Вместо этого нефтяники поддерживают другого россиянина Михаила Алешина, который после сезона в Формуле 2 сделал шаг назад, перейдя в Формулу Renault 3.5. Или тот же «Газпром», который несколько лет назад смог наскрести немного денег на малюсенькие наклейки на машинах записных аутсайдеров из Minardi. Где наш бизнес? Непонятно. Зато понятно, что талант у Петрова есть!

Зачет пилотов после Гран При Бахрейна

1. Фернандо Алонсо (Ferrari) – 25 очков;

2. Фелипе Масса (Ferrari) – 18;

3. Льюис Хэмилтон (McLaren) – 15;

4. Себастьян Феттель (Red Bull) – 12;

5. Нико Росберг (Mercedes) – 10;

6. Михаэль Шумахер (Mercedes) – 8;

7. Дженсон Баттон (McLaren) – 6;

8. Марк Уэббер (Red Bull) – 4;

9. Витантонио Лиуции (Force India) – 2;

10. Рубенс Барикелло (Williams) – 1.

Командный зачет

1. Ferrari – 43 очка;

2. McLaren – 21;

3. Mercedes – 18;

4. Red Bull – 16;

5. Force India – 2;

6. Williams – 1.

window.yaContextCb.push( function () { Ya.adfoxCode.createAdaptive({ ownerId: 173858, containerId: 'adfox_151179074300466320', params: { p1: 'cbujh', p2: 'emwl', puid1: '', puid2: '', puid3: '' } }, ['tablet', 'phone'], { tabletWidth: 1023, phoneWidth: 639, isAutoReloads: false }); setTimeout(function() { if (document.querySelector("#adfox_151179074300466320 #adfox_151179074300466320")) { document.querySelector("#adfox_151179074300466320").style.display = "none"; } }, 1000); });