Пенсионная реформа требует общественного согласия

Замглавы Минздравсоцразвития России Юрий Воронин рассказывает "Интерфаксу" о возможных вариантах развития пенсионной системы РФ

Пенсионная реформа требует общественного согласия
Пенсионная реформа требует общественного согласия

Москва. 22 марта. INTERFAX.RU - Статс-секретарь, замглавы Минздравсоцразвития России Юрий Воронин недавно возразил известному эксперту, предложившему упразднить Пенсионный фонд России. О том, как проходит обсуждения возможных вариантов развития пенсионной системы, какой путь для России наиболее оптимален, Юрий Воронин поделился своими соображениями в интервью "Интерфаксу".

- Вы уже выражали принципиальное несогласие с экспертным мнением об упразднении ПФР. Хотелось бы понять ситуацию. Это был просто Ваш ответ на некий конкретный тезис, с которым Вы не согласны, или идет речь о какой-то глобальной дискуссии по этому вопросу, о которой еще не знают журналисты?

- Это экспертное мнение, высказанное г-ном Улюкаевым весьма "оригинально". Прежде всего, потому, что оно, честно говоря, выходит из контекста той дискуссии, которая активно ведется внутри экспертных групп, которые готовили новую редакцию "Стратегии 2020". Обсуждения проходят и в Правительстве и в Администрации Президента. У Президента было несколько совещаний по экономическим вопросам, на которых обсуждалась проблематика стратегии развития страны до 2020 года, и даже на более отдаленную перспективу, если речь идет конкретно о пенсионной системе. Могу сказать, что подобные "оригинальные" идеи ни один из участников заседаний больше не вносил.

- На Ваш взгляд, насколько эта идея может быть популярной? Есть ли сторонники такого подхода, или г-н Улюкаев одинок в своей точке зрения?

- Думаю, что у населения эта идея ничего, кроме отторжения, не вызовет. А это самый принципиальный момент, потому что все мы, в конечном итоге, работаем для удовлетворения запросов людей.

Мне также известно, что профсоюзы готовят "круглый стол" в начале апреля, который будет посвящен вопросам развития пенсионной системы. Безусловно, точке зрения Улюкаева будет уделено внимание, и, уверен, что позиция профсоюзов также будет отрицательной.

Что касается сторонников, они-то всегда есть, но дискуссия по пенсионной реформе проходит по поводу двух возможных моделей развития, а не столь "экзотического" пути.

Модель, которой мы придерживаемся вместе с профсоюзами и представителями общественных организаций, представляющих интересы пенсионеров, это развитие системы пенсионного страхования, доведение наших пенсий до стандартов, которые установлены 102-ой конвенцией Международной организации труда. В частности, это размер пенсии не менее 40% от утраченного заработка в рамках публичной государственной системы пенсионного обеспечения. Замечу, что с учетом всех возможных уровней пенсионной системы (публичного страхования, корпоративного страхования, личных пенсионных накоплений), этот показатель у нас в стране в перспективе мог бы быть на уровне 70-80%.

- В чем состоит другая модель?

- Это "англо-саксонская" модель. В ней государство в рамках публичной пенсионной системы гарантирует вышедшим на пенсию только прожиточный минимум, предоставляя возможности для формирования накоплений в обязательных или добровольных пенсионных системах за счет самого застрахованного лица. Эта модель распространена в ограниченном числе стран.

- Какая из моделей предпочтительна для России, с Вашей точки зрения?

- Каждая из моделей имеет как сильные, так и слабые стороны. В частности, "англо-саксонская" модель, когда пенсии сводятся к минимальному, достаточно однообразному для всех унифицированному размеру, интересна с экономической точки зрения. Здесь и экономия бюджетных расходов, и минимизация нагрузки на работодателя.

Но в ней есть и серьезный изъян: людям не гарантировано достаточно надежное пенсионное обеспечение. Для того чтобы накопить себе на старость, на достойную пенсию, нужно, во-первых, иметь высокую заработную плату и получать ее в течение достаточно длительного периода времени. Т.е. иметь стабильную и устойчивую карьеру.

Если отталкиваться от нашей действительности, то нет объективных предпосылок для того, чтобы сделать накопительный компонент основой нашей пенсионной системы. Почему? Большинство населения получает низкую зарплату и в структуре их трудового стажа преобладает большое количество нестраховых периодов. Женщины, к примеру, вынуждены отвлекаться на благое дело - на уход за детьми, а государство, кстати, поощряет рождение второго и третьего ребенка.

Поэтому, если оплачивать период по уходу за каждым из трех детей, то это отвлечение 9 лет стажа из трудового периода. В России большое количество инвалидов, престарелых людей. У инвалидов нет никакого периода накопления, а те люди, которые за ними ухаживают, тоже вынуждены отвлекаться от основной работы. Сиделки очень многим не по карману, а государственной службы ухода за инвалидами у нас не существует.

Таким образом, и с точки зрения уровня доходов и с точки зрения продолжительности трудового периода, у большинства населения нет реальной возможности через накопительный механизм формировать себе достаточную финансовую защиту на старость. При этом заметьте, я ещё не касаюсь вопроса о реальной способности нашего финансового рынка надёжным образом сохранить и приумножить пенсионные накопления граждан.

Практика показывает, что в странах, находящихся в том же экономическом положении и уровне развития, что и Россия, наиболее оптимальным представляется развитие страховой пенсионной системы. Она позволяет осуществлять оптимальное перераспределение средств на принципах социальной солидарности. Система социального страхования позволяет дать людям достаточно надежные гарантии.

- Можете спрогнозировать, как будет развиваться дискуссия по пенсионной реформе в ближайшее время?

- Полагаю, что в ближайшие месяцы к профессиональной дискуссии присоединяться социальные партнеры: профсоюзы, работодатели, институты гражданского общества и общественные организации. Вопрос очень серьезный, - определяется вектор развития пенсионной системы, как на ближайшую перспективу, так и до 2050 года. Поэтому, как говорится, надо семь раз отмерить, прежде чем отрезать.

Здесь нужна осторожность, тщательность и выверенность, а для этого нужно широкое общественное обсуждение.

Решения по пенсионной системе должны приниматься консенсусно, при поддержке большинства нашего общества. В этом случае, получиться создать стабильную и устойчивую пенсионную систему.

Чемпионат Мира по футболу 2018
Путин в Кремле наградил членов сборной России по футболуПутин в Кремле наградил членов сборной России по футболу
Станислав Черчесов получил орден Александра НевскогоПодробнее
Финал ЧМ по футболу поставил рекорд по количеству телезрителейФинал ЧМ по футболу поставил рекорд по количеству телезрителей
Даже в России финал чемпионата посмотрело больше зрителей, чем матчи национальной сборнойПодробнее
Москва заработала на ЧМ по футболу около 13 млрд рублейМосква заработала на ЧМ по футболу около 13 млрд рублей
Таким образом, более чем наполовину окупилась реконструкция стадиона "Лужники", стоившая 25 млрд рублейПодробнее
Более 300 тысяч человек вышли на улицы Загреба встречать сборную ХорватииБолее 300 тысяч человек вышли на улицы Загреба встречать сборную Хорватии
Люди начали собираться в центре города еще со вчерашнего вечераПодробнее
Миллионы французов вышли на улицы отпраздновать чемпионство своей сборнойМиллионы французов вышли на улицы отпраздновать чемпионство своей сборной
Самые большие гуляния во Франции за последние двадцать летПодробнее
ЧМ-2018. ОбобщениеЧМ-2018. Обобщение
"Интерфакс" подводит итоги чемпионата мира-2018, завершившегося в России в воскресеньеПодробнее
Лучшие игроки ЧМ-2018 получили медали под проливным дождем в "Лужниках"Лучшие игроки ЧМ-2018 получили медали под проливным дождем в "Лужниках"
Дождь начался сразу после окончания финального матча, завершившегося победой сборной Франции над ХорватиейПодробнее
Лука Модрич признан лучшим игроком ЧМ-2018Лука Модрич признан лучшим игроком ЧМ-2018
В семи матчах турнира хорват провел два гола и сделал одну результативную передачуПодробнее
Плей-офф
1/8 финала
УругвайУругвай2:1ПортугалияПортугалия
ФранцияФранция4:3АргентинаАргентина
БразилияБразилия2:0МексикаМексика
БельгияБельгия3:2ЯпонияЯпония
ИспанияИспания1:1
(3:4)
РоссияРоссия
ХорватияХорватия1:1
(3:2)
ДанияДания
ШвецияШвеция1:0ШвейцарияШвейцария
КолумбияКолумбия1:1
(3:4)
АнглияАнглия
Четвертьфинал
УругвайУругвай0:2ФранцияФранция
БразилияБразилия1:2БельгияБельгия
РоссияРоссия2:2
(3:4)
ХорватияХорватия
ШвецияШвеция0:2АнглияАнглия
Полуфинал
ФранцияФранция1:0БельгияБельгия
ХорватияХорватия2:1АнглияАнглия
Матч за 3 место
БельгияБельгия2:0АнглияАнглия
Финал
ФранцияФранция4:2ХорватияХорватия
Групповой этап
Группа A
Команда И В Н П О
УругвайУругвай33009
РоссияРоссия32016
Саудовская АравияСаудовская Аравия31023
ЕгипетЕгипет30030
 
Группа B
Команда И В Н П О
ИспанияИспания31205
ПортугалияПортугалия31205
И.Р. ИранИ.Р. Иран31114
МароккоМарокко30121
 
Группа C
Команда И В Н П О
ФранцияФранция32107
ДанияДания31205
ПеруПеру31023
АвстралияАвстралия30121
 
Группа D
Команда И В Н П О
ХорватияХорватия33009
АргентинаАргентина31114
НигерияНигерия31023
ИсландияИсландия30121
 
Группа E
Команда И В Н П О
БразилияБразилия32107
ШвейцарияШвейцария31205
СербияСербия31023
Коста-РикаКоста-Рика30121
 
Группа F
Команда И В Н П О
ШвецияШвеция32016
МексикаМексика32016
Республика КореяРеспублика Корея31023
ГерманияГермания31023
 
Группа G
Команда И В Н П О
БельгияБельгия33009
АнглияАнглия32016
ТунисТунис31023
ПанамаПанама30030
 
Группа H
Команда И В Н П О
КолумбияКолумбия32016
ЯпонияЯпония31114
СенегалСенегал31114
ПольшаПольша31023
 
Последние новости