Человеческий фактор над Атлантикой

Причиной гибели 228 человек при крушении лайнера Air France, следовавшего из Рио-де-Жанейро в Париж, оказалась ошибка экипажа, не смогшего справиться с управлением в сложной ситуации

Человеческий фактор над Атлантикой
Человеческий фактор над Атлантикой
Фото: Reuters

Москва. 5 июля. INTERFAX.RU - Причиной крушения лайнера авиакомпании Air France, упавшего летом 2009 г. в воды Атлантического океана во время перелета из Рио-де-Жанейро в Париж, скорее всего, окажется ошибка экипажа. Об этом со ссылкой на пока еще не опубликованный окончательный отчет французских властей о расследовании сообщает BBC.

Как ожидается, в отчете, подготовленном французским Бюро расследований и анализа безопасности гражданской авиации (BEA) будет сказано, что экипаж Airbus A330 в жестких погодных условиях не выполнил всех необходимых операций, в результате чего ситуация из просто сложной переросла в катастрофическую.

Напомним, что ширкофюзеляжный двухдвигательный A330, перевозивший 216 пассажиров и 12 членов экипажа рейсом 447 из Рио-де-Жанейро в Париж, пропал 1 июня 2009 г. через три часа полета на полпути между Южной Америкой и Африкой. В момент исчезновения машина находилась вне зоны наблюдения радаров. В последние минуты полета бортовая система A330 передала на землю несколько сигналов об отказах и неполадках оборудования - автопилота, систем управления, климат-контроля и систем определения скорости. Последним сообщением, отправленным гибнущим самолетом, был сигнал о чрезмерно высокой вертикальной скорости.

После того, как экипаж в условленное время не вышел на связь с сенегальскими диспетчерами, началась поисково-спасательная операция. Первые обломки лайнера были найдены на поверхности воды только через несколько дней, однако определить причину крушения по ним не удалось. Среди них также не было и черных ящиков, которые могли бы точно указать на причину крушения.

На поиски самописцев ушло почти два года. Успешной операции по обнаружению и подъему ящиков предшествовало несколько неудачных попыток. В результате использования подводных роботов остатки фюзеляжа A330 были обнаружены на глубине около 4 тыс. метров. Подъем черных ящиков завершился в мае прошлого года.

Согласно результатам расследования, развитию аварийной ситуации способствовало попадание самолета в турбулентность, характерную для местности, в которой находился лайнер. Произошло этот в тот момент, когда командир экипажа Марк Дюбуа передал управление второму пилоту Давиду Роберу и пилоту-сменщику Пьеру-Седрику Бонэну и вышел из кабины отдохнуть.

Сложные погодные условия вызвали кратковременный отказ трубок Пито - датчиков давления воздушного потока - в результате чего пилоты в течение некоторого времени получали неверные данные о скорости самолета. Как считают в BEA, в этой ситуации они не выполнили предусмотренных инструкцией действий, а наименее опытный член экипажа Бонэн, опасаясь, что самолет падает, начал тянуть ручку управления на себя, тем самым только ухудшив ситуацию.

В результате действий летчика лайнер перешел в резкий набор, достигнув высоты 11600 метров. После чего началось сваливание - срыв воздушного потока и потеря подъемной силы. Согласно записям переговоров экипажа, звуковой сигнал о сваливании непрерывно звучал в кабине почти минуту, однако летчики не обращали на него внимание, пытаясь разобраться с противоречивыми показателями скорости. В конце концов Робер, не знавший о том, что Бонен продолжает тянуть ручку управления на себя, решил разбудить капитана. Вернувшийся в кабину Дюбуа быстро определил, в чем дело, однако произошло это на высоте всего 600 м над уровнем океана, когда вывести самолет из сваливания было уже невозможно. Лайнер столкнулся с водой на скорости примерно 150 км в час.

Произошедшее стало крупнейшей авиакатасстрофой в истории Air France. Авиакомпания обвинила в случившемся изготовителя самолета - компанию Airbus, которая, как утверждал авиаперевозчик, оснастила A330 ненадежными датчиками скорости. Французский суд был менее категоричен, начав уголовное расследование в отношении как производителя, так и эксплуатанта A330. Как оказалось, пилоты Air France не проходили обязательного обучения процедурам выхода из сваливания, что, видимо, сыграло роль в развитии катастрофы над Атлантикой. Назначенное на сегодня обнародование окончательного отчета BEA должно окончательно решить вопрос о том, кто виноват в произошедшем.

Чемпионат Мира по футболу 2018
Путин в Кремле наградил членов сборной России по футболуПутин в Кремле наградил членов сборной России по футболу
Станислав Черчесов получил орден Александра НевскогоПодробнее
Финал ЧМ по футболу поставил рекорд по количеству телезрителейФинал ЧМ по футболу поставил рекорд по количеству телезрителей
Даже в России финал чемпионата посмотрело больше зрителей, чем матчи национальной сборнойПодробнее
Москва заработала на ЧМ по футболу около 13 млрд рублейМосква заработала на ЧМ по футболу около 13 млрд рублей
Таким образом, более чем наполовину окупилась реконструкция стадиона "Лужники", стоившая 25 млрд рублейПодробнее
Более 300 тысяч человек вышли на улицы Загреба встречать сборную ХорватииБолее 300 тысяч человек вышли на улицы Загреба встречать сборную Хорватии
Люди начали собираться в центре города еще со вчерашнего вечераПодробнее
Миллионы французов вышли на улицы отпраздновать чемпионство своей сборнойМиллионы французов вышли на улицы отпраздновать чемпионство своей сборной
Самые большие гуляния во Франции за последние двадцать летПодробнее
ЧМ-2018. ОбобщениеЧМ-2018. Обобщение
"Интерфакс" подводит итоги чемпионата мира-2018, завершившегося в России в воскресеньеПодробнее
Лучшие игроки ЧМ-2018 получили медали под проливным дождем в "Лужниках"Лучшие игроки ЧМ-2018 получили медали под проливным дождем в "Лужниках"
Дождь начался сразу после окончания финального матча, завершившегося победой сборной Франции над ХорватиейПодробнее
Лука Модрич признан лучшим игроком ЧМ-2018Лука Модрич признан лучшим игроком ЧМ-2018
В семи матчах турнира хорват провел два гола и сделал одну результативную передачуПодробнее
Плей-офф
1/8 финала
УругвайУругвай2:1ПортугалияПортугалия
ФранцияФранция4:3АргентинаАргентина
БразилияБразилия2:0МексикаМексика
БельгияБельгия3:2ЯпонияЯпония
ИспанияИспания1:1
(3:4)
РоссияРоссия
ХорватияХорватия1:1
(3:2)
ДанияДания
ШвецияШвеция1:0ШвейцарияШвейцария
КолумбияКолумбия1:1
(3:4)
АнглияАнглия
Четвертьфинал
УругвайУругвай0:2ФранцияФранция
БразилияБразилия1:2БельгияБельгия
РоссияРоссия2:2
(3:4)
ХорватияХорватия
ШвецияШвеция0:2АнглияАнглия
Полуфинал
ФранцияФранция1:0БельгияБельгия
ХорватияХорватия2:1АнглияАнглия
Матч за 3 место
БельгияБельгия2:0АнглияАнглия
Финал
ФранцияФранция4:2ХорватияХорватия
Групповой этап
Группа A
Команда И В Н П О
УругвайУругвай33009
РоссияРоссия32016
Саудовская АравияСаудовская Аравия31023
ЕгипетЕгипет30030
 
Группа B
Команда И В Н П О
ИспанияИспания31205
ПортугалияПортугалия31205
И.Р. ИранИ.Р. Иран31114
МароккоМарокко30121
 
Группа C
Команда И В Н П О
ФранцияФранция32107
ДанияДания31205
ПеруПеру31023
АвстралияАвстралия30121
 
Группа D
Команда И В Н П О
ХорватияХорватия33009
АргентинаАргентина31114
НигерияНигерия31023
ИсландияИсландия30121
 
Группа E
Команда И В Н П О
БразилияБразилия32107
ШвейцарияШвейцария31205
СербияСербия31023
Коста-РикаКоста-Рика30121
 
Группа F
Команда И В Н П О
ШвецияШвеция32016
МексикаМексика32016
Республика КореяРеспублика Корея31023
ГерманияГермания31023
 
Группа G
Команда И В Н П О
БельгияБельгия33009
АнглияАнглия32016
ТунисТунис31023
ПанамаПанама30030
 
Группа H
Команда И В Н П О
КолумбияКолумбия32016
ЯпонияЯпония31114
СенегалСенегал31114
ПольшаПольша31023
 
Последние новости