В лице нашего правительства у России есть надежный, предсказуемый и искренний партнер

Премьер-министр Молдавии Юрий Лянкэ заверил, что сближение страны с Евросоюзом не только не повредит, а, наоборот, пойдет на пользу сотрудничеству с Россией

В лице нашего правительства у России есть надежный, предсказуемый и искренний партнер
В лице нашего правительства у России есть надежный, предсказуемый и искренний партнер
Фото: Reuters

Москва. 15 октября. INTERFAX.RU - Премьер-министр Молдавии Юрий Лянкэ дал интервью корреспонденту "Интерфакса" в Кишиневе Анатолию Голя.

- Г-н премьер-министр, прошло уже больше четырех месяцев, как вы возглавили правительство. Удовлетворены ли вы первыми результатами деятельности правительства? Что удалось и что не удалось сделать?

- Самое главное - в продолжение работы предыдущего правительства нам удалось закрепить "дорожную карту" развития Молдавии. Программа внутренней модернизации по модели стран Европейского союза стала основным и безальтернативным проектом развития страны. Это мотор консолидации, преодоления экономической и социальной отсталости, борьбы с бедностью, слома системы экономических репрессий.

Наше европейское направление означает очень конкретные выгоды - независимые институты публичного управления, свободу личности и предпринимательства, зарплаты и инфраструктуру. История дает нам уникальный шанс вывести страну на новый, качественно иной уровень развития. Другой, более конкурентоспособной модели у Молдавии нет и не предвидится.

Предстоит большая работа. Переходный период чрезмерно затянулся. Политическая система шаткая, необходима глубокая реформа прокуратуры и судов, чтобы вернуть к ним доверие общества. Хромает управленческая система - многие чиновники принимают решения, исходя не из соображений целесообразности и экономической эффективности, а ради извлечения выгоды из государственных должностей.

- Если говорить о конкретных показателях деятельности правительства, тут много критики. Некоторые аналитики говорят едва ли не о надвигающемся экономическом коллапсе.

- Приведу несколько скучных, но крайне важных цифр. Уровень бедности в стране снизился c 21% в 2011 году до 16,5% в 2012 году, и статистика за первое полугодие говорит, что тенденция продолжается и в 2013 году. Доходы бюджета за восемь месяцев 2013 года выросли на 8,6%, составив 22732,3 млн леев (1 молдавский лей (MDL) равняется 0,076190 доллара США). ВВП за первое полугодие вырос на 5%, зарплаты - на 4,5%, пенсии - на 2,5%. Валютные резервы Национального банка составляют $2,7 млрд против $2,3 млрд в сентябре 2012 года. Объем прямых иностранных инвестиции в первом полугодии 2013 года достиг $177 млн, что на $24,4 млн больше, чем за аналогичный период 2012 года. Кредиты в национальную экономику в первом полугодии составили 8,1 млрд леев - на 21,3% больше, чем за первую половину 2012 года. Процентные ставки по банковским кредитам достигли своего исторического минимума. По стране внедряются инфраструктурные проекты, включая инвестиции в дорожное хозяйство, причем это делается в основном в регионах, что позволяет создавать рабочие места.

Эти данные говорят о стабильной экономической ситуации. Не стоит верить недостоверным слухам и пропагандистскому фону, который нагнетается отдельными партиями. В нем очень мало правды. Лучше смотреть на цифры. А они говорят, что никаких предпосылок кризиса нет и что правительство работает стабильно.

Проблема, конечно же, в другом. У нас много болезненных вопросов системного уровня. Например, в области борьбы с коррупцией предстоит огромная работа, и мы только сейчас хорошо представляем себе ее масштаб. Делается немало, чтобы устранить контакт чиновника с гражданами и бизнесом. Создана система электронных услуг. Устраняется и чрезмерное регулирование. Но система сопротивляется, в ней глубоко заложены гены порочного самовоспроизводства. Мы обязаны разорвать этот круг.

- Многие политологи прогнозируют, что после саммита «Восточного партнерства» в конце ноябре в Вильнюсе разразится новый политический кризис, который приведет к развалу проевропейской коалиции и отставке правительства. На ваш взгляд, существуют такие риски?

- Эти риски преувеличены. Я уже упоминал, партнеры по коалиции настроены на конструктивную работу ради модернизации страны. Никто не будет срывать нашу программу европейского развития ради сомнительных и краткосрочных позиционных преимуществ.

Но я не устану повторять: чудес не бывает. ЕС - не кисельные берега. Это система, открывающая огромные возможности. В ней заложены все стимулы для реализации потенциала каждого индивидуума. А формула успеха в ней - это упорный труд и уверенность в себе.

Что касается Вильнюса, то после подписания соглашений об ассоциации Молдавии с ЕС и о присоединении страны к зоне свободной торговли с ЕС, которое запланировано на следующий год (на саммите в Вильнюсе Молдавия и ЕС парафируют эти соглашения. – ИФ), у нас будет стабильная система торговли. Вырастет конкурентоспособность молдавских товаров и инвестиционная привлекательность страны. Реформирование институтов и гармонизации стандартов с ЕС пойдет быстрее.

Мне искренне жаль, что оппозиция оболгала ту программу модернизации, которая представляет собой единственный достойный путь развития для страны, и раздувает ничем не обоснованную истерию. Задача ясна - раздуть кризис, вызвать искусственный хаос и анархию в стране. Но это не удастся.

- Как вы расцениваете уровень развития молдавско-российских отношений?

- Наши отношения с Россией ровные и конструктивные. В области товарооборота они идут по нарастающей, и мы надеемся на продолжение позитивной динамики, а также на приток российских инвестиций.

Наш доступ и на европейские рынки, и на рынки СНГ, а также привлекательная налоговая система делают нас стабильной и интересной площадкой для производства и сбыта продукции.

- Россия не приветствует стремление Молдавии парафировать и подписать соглашение об ассоциации с ЕС, зазывая Молдавию в Таможенный союз. Опасаетесь ли вы осложнения отношений с РФ в случае, если на вильнюсском саммите Молдавия сделает важный шаг в сторону сближения с ЕС?

- Это очень важный вопрос. Мы стараемся донести до России основной посыл, на котором строится наша политика: мы уважительно относимся к интересам и роли России, и в лице нашего правительства у России есть надежный, предсказуемый и, самое главное, искренний партнер.

Мы не будем нашептывать пустых и нереалистичных обещаний, лишь бы заручиться поддержкой России, а потом придумывать мириады причин, по которым они не будут выполняться. Такой подход вызывает обоснованное раздражение.

С Россией следует говорить не подобострастно, но уважительно, не заискивая, но учитывая весь спектр интересов, и при этом необходимо придерживаться договоренностей. Только так выстраивается предсказуемая, доверительная атмосфера.

Недавно на высшем уровне руководства Российской Федерации было заявлено, что подписание соглашений о свободной торговле с ЕС не повлияет на отношения с Россией в политической сфере, а вопросы торговли могут решаться и в рамках ВТО, и в рамках консультаций на правительственном уровне.

Это важно. России не стоит опасаться нашей европейской программы развития, поскольку она никак не связана ни с какими геополитическими пасьянсами. Мы не игрок на "великой шахматной доске". Молдавия по определению - по внутренним и по внешним причинам - не может быть проводником антироссийских намерений.

Мы государство, которое изо всех сил ищет проект своего развития, внутренние стержни экономической и политической жизни. Гражданам страны и бизнесу нужны функциональные и независимые институты, гарантия прав личности, беспрепятственная предпринимательская деятельность. Во всем этом нет внешнеполитического подтекста. Это наш рецепт внутриполитической консолидации, преодоления экономической и социальной отсталости, борьбы с бедностью, слома системы несправедливых судебных решений и экономических репрессий.

- Как сказались ограничения на ввоз винной продукции на отношениях Молдавии с Россией? Есть ли в этом политическая подоплека?

- Мы ведем переговоры с российскими партнерами, пытаемся прояснить ситуацию. Нам удалось добиться поставок винной продукции на многие рынки. В отношениях с Россией тоже все удастся наладить.

Мы защищаем интересы наших производителей. Наши делегации ведут обсуждение в Москве. К нам приезжали российские эксперты для проведения соответствующих экспертиз и оценок, и будут вынесены соответствующие рекомендации.

Я общался с председателем правительства России Дмитрием Медведевым, и мы продолжим этот диалог. Мы настроены на то, чтобы сохранить эти важные для нас рынки. Это прагматичный экономический интерес.

Мы, конечно, сожалеем, что в самой Молдавии оппозиция пытается воспользоваться любым несуществующим предлогом, чтобы расшатать ситуацию в стране, а также нажимают на другие болевые точки, которые в принципе были урегулированы и до сих пор не вызывали особых разногласий.

- В ходе недавнего визита в Кишинев вице-премьер РФ Дмитрий Рогозин выразил опасения, что в случае вступления в зону свободной торговли ЕС Молдавия может окончательно потерять Приднестровье. Что делает правительство, чтобы этого не случилось?

- Я не помню точной цитаты, но в таком ключе мы высказывания господина Рогозина не интерпретировали никогда. Не думаю, что это официальная позиция. В нашем диалоге так вопрос не стоит.

Ни в каком официальном формате никто, в том числе и Российская Федерация, не ставил под сомнение базовый принцип - урегулирование конфликта в рамках территориальной целостности и суверенитета Молдавии. Эта позиция наших партнеров является краеугольным камнем любого проекта по урегулированию.

Мы хотим развитого государства, и мы его строим. Мы предлагаем обществу серьезный проект модернизации. В этой работе, несомненно, мы стремимся максимально учитывать интересы Приднестровского региона и анализируем, какое влияние то или иное решение окажет на процесс урегулирования. Наша программа модернизации - привлекательный проект и для бизнеса, и для населения Приднестровья.

- У правительства есть видение урегулирования приднестровского конфликта? Когда официальный Кишинев сможет представить хоть какой-нибудь проект по этому поводу?

- Много говорится о плане, но он должен вноситься в подходящий момент. Общие параметры урегулирования известны всем и содержатся в разных планах. В том числе и по вопросам собственности, и гарантий бизнесу и населению региона, и бюджетной автономии. Вопрос на настоящем этапе заключается в отсутствии у одной из сторон политической воли для того, чтобы возобновить процесс политического урегулирования. Мы последовательно выступаем за такой подход. Недостатка же в проектах нет.

Но мы не теряем времени зря. Крайне важная деталь приднестровского конфликта, которая так сильно отличает его других, - проблемы с доверием, взаимопониманием и сотрудничеством между людьми не существует. На этом основном уровне нет непонимания. Существует ряд искусственных препятствий, которые не дают развиваться этому естественному взаимодействию. Вот мы в рамках различных проектов и стремимся устранять эти препятствия и последовательно воссоздавать единые пространства с полномасштабным учетом интересов населения обоих берегов.

Возьмите, например, вопрос торговли. Больше половины товаров из Приднестровского региона идет на правый берег и в страны ЕС. Когда в свое время Молдавии удалось добиться автономных торговых преференций, позволивших беспошлинно экспортировать в ЕС ряд товаров, приднестровские предприятия полномасштабно включились в этот процесс, регистрируясь в Кишиневе и включаясь в экономическое пространство. При этом они не платили в Кишиневе никаких сборов и пошлин. То же касается и торговли с СНГ.

Теперь Молдавия завершила переговоры с Европейским союзом по созданию зоны углубленной и всеобъемлющей торговли, что усовершенствует систему, но и видоизменит правила. Нам очень важно сохранить беспошлинный экспорт в ЕС для компаний Приднестровского региона. Это вопрос, касающийся людей, бизнеса. Понимая всю его важность, мы содействовали тому, чтобы до 2015 года экспорт в ЕС из региона продолжился по старым правилам. Это тоже было уникальным решением. Раньше ЕС на такие решения не шел. Но нам необходимо искать выход, и мы настоятельно обращаемся к Приднестровскому региону безотлагательно начать обсуждение этого вопроса - ведь для бизнеса и населения это приоритет приоритетов.

Парламент Молдавии принял решение, устранившее все проблемы, с которыми сталкивались жители региона, обладающие паспортами других государств. Им полноценно обеспечено беспрепятственное передвижение.

Вы видите, наша цель - как можно большая открытость и развитие, восстановление связей, воссоздание общих пространств и повышение благосостояния населения.

- Как объяснить, что, несмотря на имеющиеся с Россией разногласия, российский бизнес все более активно инвестирует в молдавскую экономику?

- Идет нормальный рабочий процесс. Мы приветствуем российский бизнес и инвестиции в нашу экономику - это говорит и о той положительной оценке, которую бизнес дает инвестиционной привлекательности страны, а также перспективам роста.

Когда Молдавия станет частью рынка ЕС, это сделает страну еще более инвестиционно привлекательной, поскольку позволит торговать и создавать производства с выходом и на восточные, и на западные рынки. Это означает серьезные дополнительные преимущества для тех партнеров и компаний СНГ, которые присутствуют на рынке или планируют на нем присутствовать. У нас ведь уже есть соглашение о свободной торговле с СНГ. Это очень важное конкурентное преимущество.

- Молдавия стремится вступить в зону свободной торговли с ЕС, хотя не так давно ратифицировала Соглашение о зоне свободной торговли СНГ. На ваш взгляд, возможно ли будет одновременно находиться в двух зонах свободной торговли, правила в которых имеют существенные отличия?

- Не вижу в этом никаких противоречий. Страна может участвовать в нескольких зонах свободной торговли, что, собственно, уже сейчас и происходит. Для нас важно и одно, и второе направление. Даже если в них разнятся правила, это не является препятствием.

Если требования качества и технические условия соблюдаются, производители этой страны могут поставлять свои товары и в одну зону свободной торговли, и в другую. Для нас будет принципиально важно обеспечить соблюдение правил страны происхождения, и мы над этим работаем.

- Нынешний состав правительства не претерпел серьезных изменений по сравнению с предыдущим. В то же время многие отмечают, что правительство работает гораздо более конструктивно, существует команда, в которой создана здоровая обстановка. За счет чего удалось создать такую атмосферу?

- Пройден серьезный политический кризис, который сказался на ходе реформ. Но все мы осознали, что речь идет об экзистенциальных вещах - преодолении противоречий во имя интересов страны. Это больше и весомей, чем любые партийные интересы. Рад, что удалось преодолеть этот сложный этап и сконцентрироваться на проекте модернизации Молдовы. Нынешняя здоровая обстановка как раз говорит о понимании важности стоящих перед нами задач. Кроме того, работа коалиционного правительства стала более слаженной, поскольку уже есть определенная предыстория, понимание механизмов. Мы стараемся предупреждать возможные разногласия, а не доводить их до крайней точки.

- Какие основные задачи стоят перед правительством на следующий период - в экономике, политике и в проведении реформ?

- Мы должны решать проблемы-первопричины, а не только их производные. Эти первопричины отражены и в нашей программе 100 дней - создание благоприятной деловой среды для бизнеса, рабочие места, борьба с коррупцией, развитие инфраструктуры.

Я уже говорил о борьбе с коррупцией. Другой важный приоритет - поощрение частной инициативы, создание условий для бизнеса, дебюрократизация экономики, снижение числа проверок и оптимизация контрольных функций. Нашему бюрократическому аппарату необходимо поставить заслон, чтобы он выполнял свои административные задачи, а не ехал верхом на бизнесе.

Дальнейшее восстановление дорожного хозяйства и инфраструктуры - важное направление. Мы ускоряем инфраструктурные проекты, включая больницы, школы, газопроводы и водопроводы.

Мы также должны привлекать стратегических инвесторов, которые могли бы дать толчок развитию смежных производств и обеспечить рост занятости. Ведутся переговоры с несколькими компаниями, которые планируют инвестировать в республику, и существуют шансы того, что в ближайшие несколько месяцев две-три международные компании откроют производство в Молдавии, что позволит создать тысячи рабочих мест.

- Оппозиция требует отставки правительства. Как вы намерены урегулировать этот вопрос?

- Никакого апокалипсиса не произойдет. Проблем сейчас, конечно же, много, и они действительно системные. Но мне искренне жаль, что в угоду политическим амбициям оппозиция оболгала ту программу модернизации, которая представляет собой единственный достойный путь развития для страны. Причем, когда они были у власти, они это хорошо понимали и поэтому провозгласили европеизацию и евроинтеграцию ключевыми приоритетами Молдавии.

Теперь же, вместо того чтобы подтолкнуть нас к решению проблем, оппозиция максимально извращает весь проект. Судите сами, они теперь кричат о том, что ЕС через Молдавию проводит новый план Барбаросса против России, голословно обвиняют представителей ЕС во всех возможных грехах, включая коррупцию, навязывают обществу полностью перевернутые представления о том, что такое ЕС и какие преимущества он несет для Молдавии. Как всегда, коммунистам нужна такая система, где они сами бы решали, что правильно, а что нет.

Кризис раздувается из воздуха, чтобы вызвать искусственный хаос и анархию в стране. Используются болезненные, неконструктивные рычаги, чтобы расшатать ситуацию. Подрываются системные стабилизаторы, которые удалось с таким трудом создать. Я не могу понять, зачем провоцировать в стране ненависть и раскол.

Этим планам и запугиваниям не суждено сбыться. Граждане нашей страны понимают: то, что мы делаем, это вопрос будущего страны, модели ее развития. И наша работа даст свои результаты. Другого проекта развития просто не существует.

Чемпионат Мира по футболу 2018
Путин в Кремле наградил членов сборной России по футболуПутин в Кремле наградил членов сборной России по футболу
Станислав Черчесов получил орден Александра НевскогоПодробнее
Финал ЧМ по футболу поставил рекорд по количеству телезрителейФинал ЧМ по футболу поставил рекорд по количеству телезрителей
Даже в России финал чемпионата посмотрело больше зрителей, чем матчи национальной сборнойПодробнее
Москва заработала на ЧМ по футболу около 13 млрд рублейМосква заработала на ЧМ по футболу около 13 млрд рублей
Таким образом, более чем наполовину окупилась реконструкция стадиона "Лужники", стоившая 25 млрд рублейПодробнее
Более 300 тысяч человек вышли на улицы Загреба встречать сборную ХорватииБолее 300 тысяч человек вышли на улицы Загреба встречать сборную Хорватии
Люди начали собираться в центре города еще со вчерашнего вечераПодробнее
Миллионы французов вышли на улицы отпраздновать чемпионство своей сборнойМиллионы французов вышли на улицы отпраздновать чемпионство своей сборной
Самые большие гуляния во Франции за последние двадцать летПодробнее
ЧМ-2018. ОбобщениеЧМ-2018. Обобщение
"Интерфакс" подводит итоги чемпионата мира-2018, завершившегося в России в воскресеньеПодробнее
Лучшие игроки ЧМ-2018 получили медали под проливным дождем в "Лужниках"Лучшие игроки ЧМ-2018 получили медали под проливным дождем в "Лужниках"
Дождь начался сразу после окончания финального матча, завершившегося победой сборной Франции над ХорватиейПодробнее
Лука Модрич признан лучшим игроком ЧМ-2018Лука Модрич признан лучшим игроком ЧМ-2018
В семи матчах турнира хорват провел два гола и сделал одну результативную передачуПодробнее
Плей-офф
1/8 финала
УругвайУругвай2:1ПортугалияПортугалия
ФранцияФранция4:3АргентинаАргентина
БразилияБразилия2:0МексикаМексика
БельгияБельгия3:2ЯпонияЯпония
ИспанияИспания1:1
(3:4)
РоссияРоссия
ХорватияХорватия1:1
(3:2)
ДанияДания
ШвецияШвеция1:0ШвейцарияШвейцария
КолумбияКолумбия1:1
(3:4)
АнглияАнглия
Четвертьфинал
УругвайУругвай0:2ФранцияФранция
БразилияБразилия1:2БельгияБельгия
РоссияРоссия2:2
(3:4)
ХорватияХорватия
ШвецияШвеция0:2АнглияАнглия
Полуфинал
ФранцияФранция1:0БельгияБельгия
ХорватияХорватия2:1АнглияАнглия
Матч за 3 место
БельгияБельгия2:0АнглияАнглия
Финал
ФранцияФранция4:2ХорватияХорватия
Групповой этап
Группа A
Команда И В Н П О
УругвайУругвай33009
РоссияРоссия32016
Саудовская АравияСаудовская Аравия31023
ЕгипетЕгипет30030
 
Группа B
Команда И В Н П О
ИспанияИспания31205
ПортугалияПортугалия31205
И.Р. ИранИ.Р. Иран31114
МароккоМарокко30121
 
Группа C
Команда И В Н П О
ФранцияФранция32107
ДанияДания31205
ПеруПеру31023
АвстралияАвстралия30121
 
Группа D
Команда И В Н П О
ХорватияХорватия33009
АргентинаАргентина31114
НигерияНигерия31023
ИсландияИсландия30121
 
Группа E
Команда И В Н П О
БразилияБразилия32107
ШвейцарияШвейцария31205
СербияСербия31023
Коста-РикаКоста-Рика30121
 
Группа F
Команда И В Н П О
ШвецияШвеция32016
МексикаМексика32016
Республика КореяРеспублика Корея31023
ГерманияГермания31023
 
Группа G
Команда И В Н П О
БельгияБельгия33009
АнглияАнглия32016
ТунисТунис31023
ПанамаПанама30030
 
Группа H
Команда И В Н П О
КолумбияКолумбия32016
ЯпонияЯпония31114
СенегалСенегал31114
ПольшаПольша31023
 
Последние новости