Посол России в Тегеране: "Частичное снятие санкций не повлияет немедленно на сотрудничество с Ираном"

Посол РФ в Тегеране Леван Джагарян о том, что изменилось в российско-иранских отношениях после избрания Хасана Рухани президентом Ирана

Посол России в Тегеране: "Частичное снятие санкций не повлияет немедленно на сотрудничество с Ираном"
Посол России в Тегеране: "Частичное снятие санкций не повлияет немедленно на сотрудничество с Ираном"
Фото: Reuters

Москва. 4 января. INTERFAX.RU - Об отношениях российских властей с новым иранским руководством, о влиянии западных санкций на сотрудничество Ирана с российским бизнесом и о перспективах контактов между сторонами на высшем уровне рассказал корреспонденту "Интерфакса" посол РФ в Тегеране Леван Джагарян.

- Какие изменения произошли во внутренней и внешней политике Ирана с приходом к власти нового руководства страны во главе с Хасаном Рухани? Как развиваются отношения Москвы с новым иранским руководством?

- Конечно, победа Хасана Рухани на президентских выборах в Иране оказала определенное влияние на внутриполитическую ситуацию в стране и внешнюю политику Ирана. Вместе с тем я бы не стал пока говорить о каких-либо существенных изменениях. Во-первых, команда Рухани фактически только начала работать, сформирована буквально несколько месяцев назад, и ей еще предстоит решить немало сложных государственных задач как внутри страны, так и на международной арене. Во-вторых, ни для кого не секрет, что при принятии любых политических решений в Иране последнее слово всегда остается за верховным лидером Ирана (аятоллой Хаменеи. – ИФ), который вряд ли, на мой взгляд, в ближайшее время будет подвергать коренному пересмотру свои позиции по вопросам госуправления.

Как мне видится с иранского угла, Рухани прилагает немало усилий, чтобы найти взаимоприемлемые развязки имеющихся проблем, и ему это пока удается. Наблюдается конструктивное взаимодействие исполнительной власти Ирана с другими ветвями власти, активизировался диалог Ирана со многими западными партнерами по возможному расширению двустороннего сотрудничества. Как будет складываться ситуация в Иране и вокруг него в дальнейшем, покажет время. Могу лишь сказать, что большинство членов действующего правительства Ирана хорошо известны в России по их прошлой работе на ответственных постах. Все они уважаемые и опытные специалисты, которые получили кредит доверия явно не просто так.

Что касается наших контактов с новым иранским руководством, то я уже не раз говорил в интервью ряду иранских СМИ и повторю сейчас, что в Российской Федерации готовы работать с любым законным правительством Ирана независимо от того, какой ориентации в политике оно придерживается. Политический диалог всегда занимал важное место в двусторонней повестке дня между нашими странами, и я могу смело сказать, что после прихода к власти Рухани по сути ничего не изменилось. Наши иранские партнеры заинтересованы в поддержании этого диалога на высоком уровне, и такой настрой всячески приветствуется в Москве.

- Планируются ли в обозримом будущем контакты между Россией и Ираном на высшем уровне?

- Политические контакты между Москвой и Тегераном имеют регулярный характер и осуществляются не только на министерском уровне, но также на межправительственном, межпарламентском и межрегиональном.

Особое значение имели встреча Путина с президентом Ирана Рухани в Бишкеке в сентябре текущего года на полях саммита Шанхайской организации сотрудничества, в ходе которой стороны рассмотрели пути укрепления двусторонних отношений с прицелом на экономику и торговлю, а также последующий телефонный разговор двух руководителей.

Хотелось бы упомянуть о запланированном на осень 2014 года 4-м заседании глав прикаспийских государств в Астрахани. Официальное приглашение на эту встречу на имя Рухани было лично передано министром иностранным дел России Лавровым, посетившим Тегеран 11 декабря. Помимо самого заседания предстоящей весной в Москве предусмотрена конференция министров иностранных дел "пятерки" как этапного мероприятия по подготовке астраханского саммита, где наряду с каспийской проблематикой у глав внешнеполитических ведомств России и Ирана будет, безусловно, хорошая возможность обменяться мнениями по ключевым международным и региональным вопросам.

- Каким образом частичное снятие односторонних западных санкций в отношении Ирана может сказаться на сотрудничестве российских и иранских компаний, в первую очередь в нефтяной и финансовой сферах?

- Для того чтобы спрогнозировать положительный эффект для российско-иранского торгово-экономического сотрудничества от частичного снятия односторонних западных санкций, стоит понимать, какие именно санкции и каким образом повлияли на снижение российского экспорта в Иран. Наши западные партнеры "позаботились" о том, чтобы их комплексные санкции имели, так сказать, "многослойный" эффект.

Во-первых, они сделали почти невозможными прямые расчёты между иранскими и российскими экономоператорами в долларах США и евро, а затем и в национальных валютах третьих стран, резервами которых располагал Иран.

Во-вторых, нефтяное эмбарго привело к падению объемов экспорта иранской нефти с 2,5 млн баррелей в день в 2011 году до 1,2 млн баррелей в день в 2013 году. Данная мера снизит доходы Ирана от экспорта нефти в 2013 году до $35 млрд против $100 млрд в 2011 году. А это в целом сокращает возможности импорта Ираном товаров и услуг ввиду недостатка валютных средств. ЦБ Ирана практически не имеет возможности конвертации имеющихся валютных ресурсов в российские рубли для обеспечения торговли с Россией, вследствие чего во многих случаях он физически не может обеспечить необходимое валютное покрытие для российских экспортных сделок. Из-за этого в 2012 - 2013 годах была приостановлена работа над выполнением и подписанием порядка двух десятков крупных контрактов на поставку российского энергетического, нефтегазового, горнодобывающего оборудования.

В-третьих, с февраля 2012 года европейские банки отказывают российским экспортерам, в основном металла, в предоставлении заемных оборотных средств. В октябре 2012 года вступил в силу запрет на экспорт в Иран стальной продукции компаниями, зарегистрированными в ЕС.

Это привело к тому, что российский экспорт продукции черной металлургии за 10 месяцев 2013 года сократился до $302 млн с $791 млн по сравнению с аналогичным периодом 2012 года. А в 2011 году он составлял $2,5 млрд.

По тем же причинам сократились поставки в Иран и иной продукции, которые также осуществлялись зарегистрированными в Европе торговыми компаниями, являющимися трейдерами крупных российских производителей.

В этой связи нельзя не отметить, что подобная "офшоризация" вообще представляет собой уязвимость для всякого рода санкционного, конфискационного и иного давления и руководство Российской Федерации весьма правомерно предпринимает меры по изменению данной ситуации.

Исходя из вышеизложенного частичное снятие санкций в известном нам объёме (снятие запрета на страхование морских перевозок, размораживание порядка $7 млрд иранских активов и др.), скорее всего, не создаст немедленного экономического эффекта для российских компаний.

- Начались ли уже контакты иранских властей с российскими нефтегазовыми компаниями по вопросу их возвращения в Иран? Что это за компании?

- Контакты российских нефтегазовых компаний с иранскими партнёрами не прерывались. Но вопрос об активности сотрудничества заключается не только и не столько в санкциях, а в выгодности проектов. Далеко не все компании устраивают проекты на условиях buyback. В случае повышения привлекательности условий участия российских компаний в проектах нефте- и газодобычи, скорее всего, в недалёком будущем мы увидим здесь не только те компании, которые были традиционно активны в Иране ("Газпром", "Татнефть", "ЛУКойл", "Зарубежнефть"), но и другие.

- Когда планируется начать реализацию женевских договоренностей между Ираном и "шестеркой"? Считаете ли вы, что сторонам удастся окончательно урегулировать все вопросы вокруг иранской ядерной программы в течение года?

- Стороны приступят к выполнению согласованного в Женеве совместного плана действий, как только эксперты "шестерки" и Ирана завершат выработку взаимоприемлемого механизма его реализации. В настоящее время соответствующие консультации еще продолжаются, порой идут достаточно вязко, однако большинство расхождений удается преодолеть. Это позволяет рассчитывать на первые практические шаги уже в январе.

По поводу окончательного урегулирования в течение года всех вопросов вокруг иранской ядерной программы следует иметь в виду, что женевским документом такая задача не ставилась. В этот период на фоне принятия сторонами конкретных начальных мер, предусмотренных совместным планом, должно быть выработано так называемое всеобъемлющее финальное решение. Для его реализации может потребоваться значительное время с учетом сложности и объема накопившихся проблем.

- Каким образом Россия будет участвовать в обеспечении международного контроля над выполнением иранской стороной обязательств, взятых на себя в Женеве, по отказу от обогащения урана выше 5% и приостановке строительных работ в Араке?

- Россия, будучи участницей "шестерки" международных посредников, войдет в состав формируемой совместной комиссии. В соответствии с женевскими договоренностями эта структура, состоящая из представителей "группы 5+1" и Ирана, будет на регулярной основе информироваться МАГАТЭ о проводимых им проверочных мероприятиях в отношении ИЯП. Именно агентство будет отвечать за технический контроль выполнения Тегераном названных обязательств.

- Как вы оцениваете регулярные заявления представителей США и Израиля о том, что Иран очень близок к созданию ядерного оружия и сможет его получить в кратчайшие сроки после принятия соответствующего политического решения?

- По нашей оценке, появление в ядерной программе Ирана военной составляющей не может остаться незамеченным для инспекторов МАГАТЭ. К настоящему моменту подобных изменений ими не зафиксировано. Кроме того, для этого Тегерану потребуется создать с нуля специальную научно-производственную инфраструктуру, частично преобразовать уже имеющиеся мощности, провести ряд операций с накопленным ядерным материалом. Эти меры предполагают увод иранской ядерной программы "в тень" вплоть до полного прекращения взаимодействия с МАГАТЭ. Как мы видим, действия иранцев на переговорном треке прямо противоположны.

Вместе с тем нельзя забывать, что в США и Израиле достаточно сильны позиции противников наметившегося снижения напряженности вокруг Ирана. Зачастую ими используются откровенно пропагандистские приемы для раскачивания ситуации и подрыва наметившегося дипломатического урегулирования.

Чемпионат Мира по футболу 2018
Путин в Кремле наградил членов сборной России по футболуПутин в Кремле наградил членов сборной России по футболу
Станислав Черчесов получил орден Александра НевскогоПодробнее
Финал ЧМ по футболу поставил рекорд по количеству телезрителейФинал ЧМ по футболу поставил рекорд по количеству телезрителей
Даже в России финал чемпионата посмотрело больше зрителей, чем матчи национальной сборнойПодробнее
Москва заработала на ЧМ по футболу около 13 млрд рублейМосква заработала на ЧМ по футболу около 13 млрд рублей
Таким образом, более чем наполовину окупилась реконструкция стадиона "Лужники", стоившая 25 млрд рублейПодробнее
Более 300 тысяч человек вышли на улицы Загреба встречать сборную ХорватииБолее 300 тысяч человек вышли на улицы Загреба встречать сборную Хорватии
Люди начали собираться в центре города еще со вчерашнего вечераПодробнее
Миллионы французов вышли на улицы отпраздновать чемпионство своей сборнойМиллионы французов вышли на улицы отпраздновать чемпионство своей сборной
Самые большие гуляния во Франции за последние двадцать летПодробнее
ЧМ-2018. ОбобщениеЧМ-2018. Обобщение
"Интерфакс" подводит итоги чемпионата мира-2018, завершившегося в России в воскресеньеПодробнее
Лучшие игроки ЧМ-2018 получили медали под проливным дождем в "Лужниках"Лучшие игроки ЧМ-2018 получили медали под проливным дождем в "Лужниках"
Дождь начался сразу после окончания финального матча, завершившегося победой сборной Франции над ХорватиейПодробнее
Лука Модрич признан лучшим игроком ЧМ-2018Лука Модрич признан лучшим игроком ЧМ-2018
В семи матчах турнира хорват провел два гола и сделал одну результативную передачуПодробнее
Плей-офф
1/8 финала
УругвайУругвай2:1ПортугалияПортугалия
ФранцияФранция4:3АргентинаАргентина
БразилияБразилия2:0МексикаМексика
БельгияБельгия3:2ЯпонияЯпония
ИспанияИспания1:1
(3:4)
РоссияРоссия
ХорватияХорватия1:1
(3:2)
ДанияДания
ШвецияШвеция1:0ШвейцарияШвейцария
КолумбияКолумбия1:1
(3:4)
АнглияАнглия
Четвертьфинал
УругвайУругвай0:2ФранцияФранция
БразилияБразилия1:2БельгияБельгия
РоссияРоссия2:2
(3:4)
ХорватияХорватия
ШвецияШвеция0:2АнглияАнглия
Полуфинал
ФранцияФранция1:0БельгияБельгия
ХорватияХорватия2:1АнглияАнглия
Матч за 3 место
БельгияБельгия2:0АнглияАнглия
Финал
ФранцияФранция4:2ХорватияХорватия
Групповой этап
Группа A
Команда И В Н П О
УругвайУругвай33009
РоссияРоссия32016
Саудовская АравияСаудовская Аравия31023
ЕгипетЕгипет30030
 
Группа B
Команда И В Н П О
ИспанияИспания31205
ПортугалияПортугалия31205
И.Р. ИранИ.Р. Иран31114
МароккоМарокко30121
 
Группа C
Команда И В Н П О
ФранцияФранция32107
ДанияДания31205
ПеруПеру31023
АвстралияАвстралия30121
 
Группа D
Команда И В Н П О
ХорватияХорватия33009
АргентинаАргентина31114
НигерияНигерия31023
ИсландияИсландия30121
 
Группа E
Команда И В Н П О
БразилияБразилия32107
ШвейцарияШвейцария31205
СербияСербия31023
Коста-РикаКоста-Рика30121
 
Группа F
Команда И В Н П О
ШвецияШвеция32016
МексикаМексика32016
Республика КореяРеспублика Корея31023
ГерманияГермания31023
 
Группа G
Команда И В Н П О
БельгияБельгия33009
АнглияАнглия32016
ТунисТунис31023
ПанамаПанама30030
 
Группа H
Команда И В Н П О
КолумбияКолумбия32016
ЯпонияЯпония31114
СенегалСенегал31114
ПольшаПольша31023
 
Последние новости