Владимир Кехман: объединение МХАТ им. Горького и МХТ им. Чехова нужно обсуждать с Дорониной

Генеральный директор МХАТ им. Горького рассказал о планах восстановить "золотой репертуар" и вернуть зрителей в театр

Владимир Кехман: объединение МХАТ им. Горького и МХТ им. Чехова нужно обсуждать с Дорониной
Владимир Кехман
Фото из личного архива

Москва. 26 ноября. INTERFAX.RU - 27 октября новым генеральным директором Московского академического художественного театра имени М.Горького был назначен Владимир Кехман. Через несколько дней, 1 ноября, театр покинул художественный руководитель Эдуард Бояков, работа которого за три года с момента назначения неоднократно подвергалась критике. О том, каким должен быть новый худрук МХАТ им. Горького, когда начнется подготовка к празднованию 125-летия, возможно ли объединение театра с МХТ им. Чехова и что будет сделано во время ремонта в интервью корреспонденту "Интерфакса" Марии Щеголевой рассказал гендиректор театра Владимир Кехман.

- Владимир Абрамович, помимо МХАТа им. Горького вы являетесь художественным руководителем Михайловского театра. Как планируете совмещать работу в двух таких разных театрах, находящихся в разных городах?

- Санкт-Петербург и Москва – две столицы, которые находятся рядом. Безусловно, сейчас я буду больше времени проводить в Москве, а в пятницу вечером уже буду переезжать в Петербург, суббота и воскресенье - всегда в Петербурге.

- Ваше отсутствие может повлиять на работу Михайловского театра?

- Нет, ни в коем случае. Мы же сейчас с пандемией научились управлять всем дистанционно. У нас в Михайловском театре прекрасный, очень мощный коллектив, музыкальный руководитель, главный дирижер и руководитель балетной труппы – мировая звезда Начо Дуато. У нас нет такой необходимости, что я всегда должен сидеть в Петербурге. Сейчас самое главное для меня, в связи с тем, что я постоянно должен ездить, смотреть все, что новое происходит в мире, а теперь еще добавилась драма, это то, что мне нужно научиться передвигаться по миру.

- Несколько дней назад появилась новость о том, что вы в следующем году можете возглавить Большой театр. Вам поступало такое предложение?

- Конечно нет, оно не может поступить, потому что действует контракт у Владимира Георгиевича Урина (гендиректор Большого театра). И я убежден в том, что он должен спокойно работать и провести 250-летие театра. И отработать свой будущий пятилетний контракт. Мне так кажется, не мне принимать решение. Но невозможно сейчас бросить МХАТ и начать заниматься Большим театром, это просто несерьезно.

- Вы ранее говорили о том, что назначение художественного руководителя театра для вас не является первостепенной задачей. И все же, каким вы видите художественного руководителя театра? Какой должен быть художественный руководитель МХАТа им. Горького?

- У МХАТа им. Горького должен быть художественный руководитель, в первую очередь, - человек, который плоть и кровь от МХАТа. Это главное. Второе – это должен быть выдающийся актер, у которого есть режиссерский опыт. Как я и сказал, в любом случае сегодня это неактуально, потому что у нас достаточно понятная дорога в ближайшие два года. Самое важное сейчас - вернуть "золотой репертуар" МХАТа Горького, дальше вернуть публику, которая всегда ходила на этот репертуар.

Параллельно этому у нас этап создания нового детского репертуара театра, который будет отчасти и на Большой сцене, но, в основном, на Малой сцене, мы ее сейчас приведем в более-менее театральный вид. И дальше мы закроемся с 1 июля на четыре, максимум пять месяцев для того, чтобы сделать сценический комплекс, который не ремонтировался 50 лет. Без этого вообще невозможно никаких дальнейших рассуждений и решений. А потом уже, начиная с октября-ноября будущего года, мы начнем готовиться к 125-летию театра. И это будет главный наш стратегический посыл и для публики, и для города, и для страны. Я на эту тему буду разговаривать с Константином Хабенским (художественным руководителем МХТ им. Чехова), потому что все-таки мы, хоть и были разделены, но, я считаю, что мы один театр. Поэтому, может быть, мы найдем и сделаем какую-то совместную программу для того, чтобы вместе отпраздновать это событие.

- Вопрос об объединении двух МХАТов – Чехова и Горького - может подняться на фоне празднования 125-летия театра?

- Вы знаете, я пока не могу комментировать этот вопрос, потому что слишком рано сейчас это обсуждать. Я думаю, что здесь правильно поступить следующим образом: когда Татьяна Васильевна Доронина вернется и будет уже непосредственно в театре, потому что она осталась единственным человеком, кто был свидетелем этого "развода", вот после этого можно на эту тему подискутировать. Я, конечно, не понимаю, как управлять труппой 200 человек. К тому же за это время в театрах сложился принципиально разный репертуар.

- До юбилея театра, на ближайшие два года, МХАТ им. Горького станет директорским театром?

- Он навсегда стал директорским уже. Дело в том, что ситуация в МХАТе изначально всегда такой и была. Немирович-Данченко всегда являлся человеком, который управлял здесь стратегией и тактикой, а Константин Сергеевич Станиславский творил. Они были партнерами. И я был сначала директором в оперных театрах, затем стал художественным руководителем, и с людьми, с которыми я работал, это всегда было партнерство, партнерство между художественным руководителем и директором. Я не разделяю по большому счету эти две должности, театр - дело коллективное. Владимир Машков сказал мне блистательную фразу: "единство индивидуальностей". Это теперь мой новый принцип взаимоотношения в театре.

- Вы сказали, что одной из задач театра станет возвращение "золотого репертуара". Какие спектакли могут вернуться назад в репертуар? От каких спектаклей принято решение отказаться?

- Сейчас мы заканчиваем формирование "золотой коллекции", которую мы вернем в репертуар. Здесь еще предыдущая команда сделала следующее: сейчас я бы хотел начать рекламировать тот или иной старый спектакль, но за эти три года не было сделано ничего, чтобы эти спектакли рекламировались, продвигались. У нас нет никаких материалов даже. Это очень для меня странно. Рекламировались только "Лес", "Лавр", "Чудесный грузин", "Красный Моцарт". Это какая-то странная вещь, не говоря уже о всех правах, которые наделаны, включая "Синюю птицу". Почему-то, непонятно почему, у Эдуарда Боякова (бывшего художественного руководителя театра) есть процент отчислений от "Синей птицы", я это все не понимаю. Сейчас мы всю эту ситуацию расчищаем. И я думаю, что до конца декабря мы уже для труппы и для публики сделаем заявление, что мы оставляем, что у нас будет. Нужно подождать немножко. Но уже точно будет "Васса Железнова" 25 января, точно будет новая премьера спектакля "Алиса в стране чудес", будет "Гамлет", "Белая гвардия", "Вишневый сад", который переделан немножко, мы вернем его в истинный вариант, "Три сестры", "Пиноккио" и детский репертуар. На Малой сцене мы сделаем пару названий, который тоже всегда здесь шли.

Другое, мы в декабре поставили достаточно много спектаклей, и мы видим, что продажи просто катастрофические. То есть, придется сейчас часть каких-то спектаклей переносить. Потому что публика покинула этот театр, нет здесь публики никакой. Все рассказы о том, что это первый театр в Москве – чушь. Публика сюда не ходит. Вот, что сделали за три года люди, которые здесь руководили. А то, что на отдельные спектакли ходят – это неправильно. Публика должна все время ходить в театр. Невозможно, чтобы, условно, два-три названия были популярны, а все остальное вообще никому не интересно. Это нехорошо. Во всяком случае в наших театрах в Петербурге и Новосибирске всегда было так, что основной репертуар — это основной репертуар.

- Можно сказать, что театр вернется во времена Доронинского МХАТа? Или будет другая концепция развития театра?

- Вы знаете, это странное словосочетание "Доронинский МХАТ", я имею в виду, странное понимание взаимоотношения с публикой. Безусловно, у Татьяны Васильевны была своя публика, и мы хотим ее вернуть. Но дальше, безусловно, мы развиваемся и идем вперед. И именно Доронина мне говорит: ищите новых режиссеров, новых драматургов, новых сценографов. Это такой творческий процесс. Но, в связи с тем, что у нас есть несколько ограничений с точки зрения нашего сценического комплекса и того, что мы должны закрыться, мы будем двигаться осторожно и медленно.

- Вы ранее говорили, что театр находится в плачевном финансовом положении. Как планируется в ближайшей перспективе изменить это? Возможно, планируется привлекать спонсоров? Или же театр получит субсидию от Минкультуры РФ?

- Мы все поменяли, уже не находимся в плачевном состоянии. На внебюджетном счету есть 10 млн рублей. Субсидия в рамках поддержки театров, пострадавших из-за пандемии, которая выделена согласно решению правительства, поступила в театр – это 115 млн рублей. Поэтому, у нас ситуация ровная. Теперь вопрос только в том, что у нас очень много обязательств, которые мы должны каким-то образом распределить, обязательств на сегодняшний день, - минус порядка 70 млн рублей. Не говоря уже о том, что какие-то обязательства еще возникают. Но сейчас мы уже выровняли базу. Как я сказал труппе: не знаю, сможем ли мы выплатить им за все то терпение, за издевательства, которые они здесь получали, премию, но базовые вещи мы закрываем, конечно.

- Расскажите, что планируется сделать во время ремонта в театре?

- Я бы хотел полностью интегрировать театр в московскую городскую среду. Чтобы он стал частью города, чтобы это была точка, в которую люди хотели приходить. Это уникальное здание, которое было сделано по принципу скрипки Страдивари – без единого гвоздя. Это абсолютно уникальный проект. Преображение начнется со второго и третьего этажа и зала. Моя идея следующая – сделать весь театр светлым. Хочу что-то придумать, чтобы театр горел светом, чтобы световая партитура была такая, чтобы все ахнули. Хочется залить светом зал, сделать общий дизайн, который здесь был. Также в зале мы поменяем все стулья. А последнего яруса зала не будет, это будет помещение, где разместится оборудование для видеопроекции, света. Магазин, который расположен в театре, уберем.

- Где планируется взять средства на ремонт? Есть ли уже смета, сколько потребуется денег на ремонт театра?

- На сегодняшний день пока никаких смет еще нет, мы в процессе формирования команды архитекторов, технологов, которые будут делать проект. Когда будет проект, тогда будет и смета. Я очень надеюсь на поддержку правительства. Конечно Минкультуры, буду запрашивать деньги в Минфине, я очень надеюсь, что нас поддержат.

- На встрече с министром культуры РФ Ольгой Любимовой вы говорили о том, что в репертуаре МХАТ имени Горького нет спектаклей по произведениям Максима Горького. Какие спектакли по произведениям писателя могут появиться в репертуаре театра?

- Как минимум будет сейчас "Васса Железнова" и "На дне". Это два самых знаменитых спектакля, которые здесь шли. А все остальное - будем смотреть как зритель будет воспринимать. Мне очень сложно обсуждать какие-то конкретные названия, потому что я до конца не понимаю наше взаимоотношение со зрителем. Это очень важный момент – найти своего зрителя, и чтобы зритель начал доверять театру. По большому счету в Москве взаимоотношения со зрителями сейчас достаточно сложные, потому что очень многие концертные организации и театры не вернули деньги, которые зритель заплатил за билеты до пандемии. Например, в Михайловском театре и Новосибирском театре, когда начался локдаун, мы все деньги до копейки вернули за билеты зрителям. Поэтому, у нас проблем с доверием зрителей нет. А в Москве ситуация принципиально другая, здесь миллиарды рублей, которые зрители заплатили за билеты, не были возвращены. И взаимоотношения у зрителя московского с концертными организациями, да и с театрами, я считаю, очень сложные, доверия нет. Поэтому, наша задача – вернуть доверие и найти нашего зрителя, который будет ходит на постоянной основе к нам в театр.

Чемпионат Мира по футболу 2018
В РПЦ рост потребления алкоголя в 2018 году связали с ЧМ по футболуВ РПЦ рост потребления алкоголя в 2018 году связали с ЧМ по футболу
По данным ВЦИОМа, доля пьющих россиян выросла с 58% до 67%Подробнее
Путин в Кремле наградил членов сборной России по футболуПутин в Кремле наградил членов сборной России по футболу
Станислав Черчесов получил орден Александра НевскогоПодробнее
Финал ЧМ по футболу поставил рекорд по количеству телезрителейФинал ЧМ по футболу поставил рекорд по количеству телезрителей
Даже в России финал чемпионата посмотрело больше зрителей, чем матчи национальной сборнойПодробнее
Москва заработала на ЧМ по футболу около 13 млрд рублейМосква заработала на ЧМ по футболу около 13 млрд рублей
Таким образом, более чем наполовину окупилась реконструкция стадиона "Лужники", стоившая 25 млрд рублейПодробнее
Более 300 тысяч человек вышли на улицы Загреба встречать сборную ХорватииБолее 300 тысяч человек вышли на улицы Загреба встречать сборную Хорватии
Люди начали собираться в центре города еще со вчерашнего вечераПодробнее
Миллионы французов вышли на улицы отпраздновать чемпионство своей сборнойМиллионы французов вышли на улицы отпраздновать чемпионство своей сборной
Самые большие гуляния во Франции за последние двадцать летПодробнее
ЧМ-2018. ОбобщениеЧМ-2018. Обобщение
"Интерфакс" подводит итоги чемпионата мира-2018, завершившегося в России в воскресеньеПодробнее
Лучшие игроки ЧМ-2018 получили медали под проливным дождем в "Лужниках"Лучшие игроки ЧМ-2018 получили медали под проливным дождем в "Лужниках"
Дождь начался сразу после окончания финального матча, завершившегося победой сборной Франции над ХорватиейПодробнее
Плей-офф
1/8 финала
УругвайУругвай2:1ПортугалияПортугалия
ФранцияФранция4:3АргентинаАргентина
БразилияБразилия2:0МексикаМексика
БельгияБельгия3:2ЯпонияЯпония
ИспанияИспания1:1
(3:4)
РоссияРоссия
ХорватияХорватия1:1
(3:2)
ДанияДания
ШвецияШвеция1:0ШвейцарияШвейцария
КолумбияКолумбия1:1
(3:4)
АнглияАнглия
Четвертьфинал
УругвайУругвай0:2ФранцияФранция
БразилияБразилия1:2БельгияБельгия
РоссияРоссия2:2
(3:4)
ХорватияХорватия
ШвецияШвеция0:2АнглияАнглия
Полуфинал
ФранцияФранция1:0БельгияБельгия
ХорватияХорватия2:1АнглияАнглия
Матч за 3 место
БельгияБельгия2:0АнглияАнглия
Финал
ФранцияФранция4:2ХорватияХорватия
Групповой этап
Группа A
Команда И В Н П О
УругвайУругвай33009
РоссияРоссия32016
Саудовская АравияСаудовская Аравия31023
ЕгипетЕгипет30030
 
Группа B
Команда И В Н П О
ИспанияИспания31205
ПортугалияПортугалия31205
И.Р. ИранИ.Р. Иран31114
МароккоМарокко30121
 
Группа C
Команда И В Н П О
ФранцияФранция32107
ДанияДания31205
ПеруПеру31023
АвстралияАвстралия30121
 
Группа D
Команда И В Н П О
ХорватияХорватия33009
АргентинаАргентина31114
НигерияНигерия31023
ИсландияИсландия30121
 
Группа E
Команда И В Н П О
БразилияБразилия32107
ШвейцарияШвейцария31205
СербияСербия31023
Коста-РикаКоста-Рика30121
 
Группа F
Команда И В Н П О
ШвецияШвеция32016
МексикаМексика32016
Республика КореяРеспублика Корея31023
ГерманияГермания31023
 
Группа G
Команда И В Н П О
БельгияБельгия33009
АнглияАнглия32016
ТунисТунис31023
ПанамаПанама30030
 
Группа H
Команда И В Н П О
КолумбияКолумбия32016
ЯпонияЯпония31114
СенегалСенегал31114
ПольшаПольша31023
 
Последние новости