Ferrari берет Гран-при Европы

Двенадцатый этап чемпионата "Формулы-1" – Гран-при Европы – прошел в испанской Валенсии. На трассе свой класс подтвердил бразилец Фелипе Масса на Ferrari

Ferrari берет Гран-при Европы
Фото: Reuters

Москва. 25 августа. INTERFAX.RU - Новая трасса – всегда определенный вызов для пилотов и команд. В "Формуле-1" соревнуются лучшие гонщики планеты, но и они вынуждены учиться ездить по незнакомым дорогам. Вести болид на грани можно лишь по досконально изученному автодрому, поэтому во время трехнедельного перерыва гонщики засели за экраны телевизоров, чтобы получше изучить испанскую трассу на примере записей заездов других гоночных серий, побывавших в Валенсии раньше.

Непосредственно перед уик-эндом участники чемпионата вместе с инженерами прошлись по дорожному полотну длиной пять с половиной километров, чтобы воочию увидеть трассу и понять все ее особенности. А уже в субботу стало понятно, кто из пилотов лучше остальных справился с "домашним заданием".

Суббота проб и ошибок

За право стать первым победителем квалификации валенсийской трассы привычно боролись пилоты Ferrari и McLaren. В итоге, отличился Фелипе Масса, который "привез" Льюису Хэмилтону (McLAren) 0,2 секунды. Третье место завоевал гонщик BMW Sauber Роберт Кубица. Действующий чемпион мира Кими Райкконен свой боилид Ferrari смог привести лишь на четвертое стартовое место. Финн проводит свои последние гонки на удивление вяло, давая почву для разговоров о завершении карьеры.

Правда, сам Кими это всячески опровергает, напоминая о контракте с командой на 2009 год. В действительности это слабый аргумент: если Райкконен на самом деле захочет уйти и команда не будет против, стороны расторгнут контракт без выплаты неустоек или штрафов. И вариант этот нельзя исключать - вряд ли итальянцы будут держать в силках пусть хорошего, но не жаждущего побед пилота, а адекватную замену ему подыскать будет несложно. Да и ходить так далеко не надо: о Ferrari давно в глубине души мечтает двукратный чемпион мира Фернандо Алонсо, прозябающий в Renault, команде, принесшей ему титулы, но в последние годы потерявшей скорость. Опять же, на формульном небосклоне зажглась новая звездочка из Германии, Себастьян Феттель, которого в свое время "благословил сам "старик" Шумахер. Но пока гонщики и команды все отрицают, болельщикам остается надеяться, что Райкконен снова полюбит гоняться.

Чемпионские амбиции

Воскресная гонка началась обычной сутолокой в первом правом повороте. Масса смог удержать первую позицию, в то время как Райкконен пропустил вперед триумфатора прошлой гонки в Венгрии, гонщика McLaren Хейкки Ковалайнена. Молодой финн с земляком церемониться не стал, и уже к первому повороту стал четвертым. Тем временем, Масса начал потихоньку отрываться от преследовавшего его Хэмилтона. Фелипе и Льюис несколько раз обменялись лучшими кругами в гонке, и к 14 кругу между ними было менее пяти секунд. После волны пит-стопов бразилец вернулся на первое место, и на новом комплекте шин начал уверенней отъезжать от McLaren Хэмилтона: к 35 кругу он опережает его почти на 10 секунд.

Вторую очередь дозаправок открыл Масса. Его пит-стоп запомнился неприятным инцидентом: Фелипе рванул после обслуживания на выезд из боксов, но в этот же момент мимо гаражей Ferrari проезжал Адриан Сутил (Force India). Машины чуть не столкнулись на узкой дорожке для выезда, но Масса вовремя убрал ногу с газа, пропустив немца вперед. Сразу же после попадания на трассу, Ferrari обошла болид Сутила, в общем-то, не являвшегося соперником для Фелипе, отстав уже на круг. Судьи рассмотрели этот инцидент после гонки и выписали Массе штраф на 10 тысяч евро. Ferrari еще легко отделалась! Как вариант, судьи могли прибавить пару десятков секунд к итоговому времени Массы, и расклады гонки стали бы совсем другими.

Неприятности с пит-стопами продолжились у Ferrari через шесть кругов. Боровшиеся за четвертое место Ковалайнен и Райкконен синхронно заехали к механикам. Стоит отметить, что за годы, что провел в команде из Маранелло Михаэль Шумахер, ее механики стали проводить пит-стопы быстрее всех. Немец одержал не одну победу, заезжая в боксы вслед за лидером, а выезжая из них уже первым. Поэтому Кими имел реальный шанс опередить соотечественника. Но нормально закончить работу механикам помешал сам чемпион: не дождавшись разрешения стартовать, он рванул еще до того, как из машины извлекли заправочный шланг. Райкконен остановился через пару метров, успев сбить с ног злополучным шлангом двух механиков. От "поводка" его машину в итоге освободили, но Ковалайнен к тому времени был уже далеко: на трассу Ferrari финна выехала только шестой. Торопливость лидера итальянской команды сыграла против него, а ее полная бессмысленность стала понятна ровно через круг, когда из-под капота машины в воздух взметнулся густой белый дым от горящего масла, возвестивший об окончании гонки для чемпионской машины.

Первым победителем гонки в Валенсии стал Фелипе Масса, набравший после 12 этапов 64 очка и сместивший в чемпионской гонке со второго места Кими Райкконена, который из-за схода остался при своих 57 баллах. "Серебряный" призер Гран-при Европы Льюис Хэмилтон сохранил лидерство в чемпионате – у него 70 очков. Роберт Кубица (BMW Sauber) вновь взошел на подиум. Сумев положить себе в копилку шесть очков за третье место, он вплотную подобрался к нестабильному Райкконену, от которого поляка отделяют два балла. Примечательно и пятое место Ярно Трулли, чья Toyota ездит все быстрее, шестое – Себастьяна Феттеля, дебютанта королевских гонок, выступающего на далеко не быстрой Toro Rosso. Два очка за седьмое место принес Toyota ее второй гонщик – немец Тимо Глок, успех которому принесла всего одна дозаправка вместо двух у лидеров. Очковую восьмерку замкнул Нико Росберг на Williams, не набиравший очков последние три месяца.

В зачете конструкторов лидерство сохранила Ferrari – 121 очко, следом идут McLaren – 113 баллов, и BMW c 96 очками. "Лучшей среди остальных" осталась Toyota с 41 очком.

Следующий этап пройдет в бельгийском Спа, самой протяженной трассе сезона, чья длина превышает семь километров. В прошлом году она покорилась Кими Райкконену, который до этого побеждал на ней в сезонах 2004-2005 гг., защищая цвета McLaren. Если в Бельгии проснутся чемпионские амбиции финна, то он сможет снова вмешаться в борьбу за титул, которую ведут Фелипе Масса и Льюис Хэмилтон. В любом случае, нас ждет интересная концовка сезона, так как о доминировании Ferrari или McLaren речи в этом году не идет.

Обозреватель Илья Морозов

window.yaContextCb.push( function () { Ya.adfoxCode.createAdaptive({ ownerId: 173858, containerId: 'adfox_151179074300466320', params: { p1: 'cbujh', p2: 'emwl', puid1: '', puid2: '', puid3: '' } }, ['tablet', 'phone'], { tabletWidth: 1023, phoneWidth: 639, isAutoReloads: false }); setTimeout(function() { if (document.querySelector("#adfox_151179074300466320 #adfox_151179074300466320")) { document.querySelector("#adfox_151179074300466320").style.display = "none"; } }, 1000); });