Нарушая принципы

Ferrari применила запрещенную командную тактику на этапе "Формулы-1" в немецком Хоккенхайме, грубо нарушив принципы спорта и состязательности

Нарушая принципы
Фото: Reuters

Москва. 26 июля. INTERFAX.RU – Гонка в немецком Хоккенхайме стала одиннадцатым этапом чемпионата мира, который пересек экватор. У команд закончилось время на раскачку – борьба за титул будет только нарастать с каждым Гран При сезона. Понимая это, участники чемпионата постарались приложить максимум усилий для улучшения своих результатов, однако пока это удается не всем.

Накануне немецкого этапа Фернандо Алонсо заявил о том, что до сих пор не утратил веры в возможность победы в чемпионате. Кто-то может посчитать испанца оптимистом, однако, в самой команде согласны с двукратным чемпионом мира – к Германии Скудерия подготовила ряд новинок, которые неплохо себя проявили. Итальянская команда, провалившая три последних гонки, немало удивила соперников. Скорость алых болидов в субботней квалификации вызвала нескрываемые опасения как в стане Red Bull, так и в боксах McLaren.

И, несмотря на то, что третий поул подряд достался Себастьяну Феттелю, молодой немец отдал дань уважения скорости Ferrari. Это неудивительно, ведь Алонсо уступил ему какие-то неосязаемые две тысячных секунды! В стане команды радуются заработавшему в полную силу новому диффузору с "нижним" выхлопом, который значительно увеличил прижимную силу в поворотах и позволил сократить отставание от Red Bull.

Третьим квалифицировался Фелипе Масса, который уступил первому ряду уже почти полсекунды. Это все равно неплохо, учитывая, что бразилец давно признался, что не может найти общий язык с машиной из-за новых, более узких шин, которые используют все команды Формулы 1 с этого года. Фелипе привык к большему сцеплению передних колес с асфальтом, и теперь мучается с недостаточной поворачиваемостью.

Четвертым на старте расположился Марк Уэббер, откровенно испортивший финальную попытку в борьбе за поул-позицию. Австралиец умеет хорошо стартовать, поэтому мог навязать борьбу Алонсо и Массе на старте.

Но если вспомнить, что машины с гарцующим жеребцом на гербе на длинной дистанции в гонке едут лучше, чем в квалификации, то можно понять уныние Дженсона Баттона (пятое место) и Льюиса Хэмилтона (шестое место). Один честно признался, что так и не понял, где проиграл лидерам 0,7 секунды, но отметил, что его машина настроена на скорость, поэтому в гонке он попробует отыграть позиции. Второй же, наоборот, с грустью констатировал, что машине не хватает скорости. В расположении команды, лидирующей в чемпионате после десяти этапов, накануне гонки царило не самое радужное настроение…

Роберт Кубица в очередной подтвердил скорость Renault, квалифицировавшись седьмым. Наш соотечественник Виталий Петров вновь не смог попасть в первую десятку, став только тринадцатым. Руководство команды считает, что россиянин мог бы выступить и лучше, но ему помещали нехватка опыта и дожди, которые мешали проведению полноценных свободных заездов как в пятницу, так и в субботу.

Зато пилоты Williams порадовали свое начальство, попав в первую десятку на восьмое (Рубенс Барикелло) и десятое (Нико Хюлькенберг) места. Примечательно, что молодой немец буквально на последних секундах попал на свою позицию, выбив из борьбы за поул Михаэля Шумахера. Для Mercedes GP этап в родной стране стал крайне неудачным. На пятки Шумахеру и Нико Росбергу, втиснувшемуся между двумя пилотами Williams, уже наступают гонщики ряда команд. Двенадцатым расположился Камуи Кобаяши (Sauber), за ним в воскресенье стартовали Виталий Петров, Педро де ла Роса (Sauber), Хайме Альгерсуари и Себастьян Буэми (оба Toro Rosso) Ярно Трулли (Lotus), Адриан Сутил (Force India), Бруно Сенна (HRT), Витантонио Лиуцци (Force India), Сакон Ямамото (HRT), Лукас ди Грасси (Virgin) и Тимо Глок (Virgin).

Стоит сказать, что погода, стоявшая в Хоккенхайме в дни проведения Гран При, ничего кроме зависти у жителей большей части России вызвать не могла. Мало верилось, что где-то может быть 18-20 градусов тепла и идти дожди. В воскресенье тучи по-прежнему гуляли вокруг Хоккенхаймринга, однако природа пощадила гонщиков и болельщиков – на трассу не пролилось ни капли.

Субботние опасения Феттеля по поводу соседства на стартовой прямой с болидами Ferrari подтвердились сразу же после того, как погасли огни светофора, возвестив начало гонки. Немец, находившийся на внешней стороне трассы, сорвался с места, однако Фернандо Алонсо принял старт лучше. Феттелю ничего не оставалось, как начать смещаться внутрь, оттесняя испанца с трассы, чтобы не дать тому занять правильную позицию для входа в правый скоростной поворот. Этим не преминул воспользоваться Масса, который начал гонку идеально, без малейшей пробуксовки. Фелипе буквально пролетел мимо борющихся между собой Феттеля и Алонсо, возглавив гонку. Позже, на итоговой пресс-конференции, Себастьян открыто сказал, что был изумлен скоростью бразильца в тот момент. Видимо, изумление молодого немца помогло и Алонсо вырваться на второе место. Обе Ferrari начали постепенно отрываться от Red Bull Себастьяна.

Хорошо стартовал и Льюис Хэмилтон, который сумел выйти на четвертую позицию, обойдя Баттона и Уэббера. Второй Red Bull тоже испытал проблемы на старте, пропустив вперед Дженсона. Зато Виталий Петров смог отыграть одну позицию.

Через несколько кругов ситуация стабилизировалась. Между двумя алыми болидами разрыв составлял около полутора секунд, Феттель отставал примерно на пять.

Пит-стопы гонщики начали совершать после тринадцатого круга, так как резина super soft начала постепенно терять свои кондиции. Но некоторым пилотам, к числу которых относится и наш соотечественник, удалось оттянуть момент заезда в боксы. Тому же Петрову поставили состав hard только на 24-м круге. После посещения расположения команды Виталий снова оказался на 12-м месте, вслед за Шумахером. Поначалу он попытался оказать некоторое давление на немца, но скорость машины не позволяла провести уверенный обгон, поэтому россиянин просто старался держаться вслед за Mercedes Михаэля, контролируя при этом отрыв от Камуи Кобаяши на Sauber.

Лидеры сменили резину поочередно, причем первым это сделал Алонсо. После того, как круг спустя из боксов выскочил Масса, оказалось, что между двумя Ferrari уже не полторы секунды, а вдвое меньше. Испанец, весь сезон пытающийся доминировать в команде, бросился в атаку, однако она успехом не увенчалась, и вскоре разрыв между ним и бразильцем вырос до трех секунд. Феттель, получив жесткий комплект резины, смог взвинтить темп и потихоньку начал приближаться к машинам Скудерии. Немец и испанец обменивались быстрыми кругами в гонке, при этом Фернандо постепенно начал сокращать отставание от Массы, "болезнью" которого в этом году являются именно жесткие шины, к поведению которых Фелипе не может приспособиться со старта сезона.

На середине дистанции Алонсо приблизился к машине Массы на расстояние атаки.

Многие, думается, вспомнили стамбульскую историю Феттеля и Уэббера, не поделивших дорогу в борьбе за лидерство. Напомним, что в Формуле 1 запрещена командная тактика – гонщику нельзя приказать пропустить напарника вперед. Именно в Ferrari в начале века не единожды опозорились, приказывая Барикелло пропустить вперед Шумахера. Запрет имеется, но в любой команде прекрасно знают, как донести до пилота правильную информацию, формально не нарушая правил. Вот и Массе главный гоночный инженер Скудерии Роберт Смедли сообщил, в общем-то, известную и самому пилоту, информацию: "Фернандо едет быстрее тебя". Вот только сказал он все это очень четко, буквально по слогам, добавив: "Ты понял мое сообщение?".

Масса "понял", и буквально на том же круге "вдруг" не очень хорошо разогнался при выходе из поворота, позволив Алонсо выскочить в лидеры. На телеметрии было видно, что после прохождения апекса шпильки Масса начал разгоняться до отсечки на первой, второй, третьей передаче, затем на мгновение отпустил акселератор, и снова начал разгон до седьмой передачи…

Ferrari завоевала заслуженный дубль, а Фернандо Алонсо – не вполне заслуженную победу. Феттель пытался подтянуться к лидерам, но выше третьего места на домашней трассе подняться не смог. Хэмилтон и Баттон увидели клетчатый флаг четвертым и пятоым. Уэббер завершил Гран При шестым, за ним завершили этап Кубица, Росберг, Шумахер и… Петров. Виталий смог заработать очко после того, как ближе к финишу на обязательный пит-стоп отправились Хюлькенберг и де ла Роса, стартовавшие на жестком типе резины. Россиянин потом признался, что только после финиша узнал, что попал в очки.

Следующий этап пройдет уже в ближайший уик-энд на жаркой и пыльной трассе Хунгароринг в Будапеште. Это самая медленная трасса в календаре, опережающая по средней скорости только городскую гонку в Монако. Именно в Венгрии год назад Фелипе Масса чуть не расстался с жизнью, получив жесточайший удар по шлему пружиной, отлетевшей от болида Рубенса Барикелло. Годовщина этого события состоялась в воскресенье, во время немецкого Гран При. Возможно, победа, первая со времени аварии, помогла бы повышению мотивации Фелипе, но команда решила иначе…

Дежа-вю: опять Ferrari, опять незаслуженно обиженный бразилец, опять руководитель команды, пытающийся обнимать и утешать пилота, стоявшего с каменным лицом на подиуме. На пресс-конференции после гонки Алонсо пытался словоблудием запутать журналистов, ехидно спрашивавших о злополучном обгоне, Масса ответил просто: "вы сами все видели". Формула 1 уже давно борется с падающими рейтингами, и думается, что это происшествие не скажется позитивно на зрительском интересе. Судьи вызвали руководство Скудерии для разбирательств, и на итальянцев наложен штраф в размере 100 тысяч долларов. Более того, обмен позициями между Массой и Алонсо будет рассматриваться на заседании Всемирного совета по автоспорту. Возможны дальнейшие санкции, причем в отношении всей команды.

Если же отвлечься от человеческого фактора, то нельзя не признать, что Скудерия смогла заставить машины ехать быстрее. Это обещает рост конкуренции в чемпионате и, возможно, интересные гонки до конца сезона. Смена лидера возможна уже в следующей гонке, так как медленная трасса в Венгрии больше подходит Red Bull и Ferrari, чем болидам McLaren, чьи пилоты смогли сохранить первую и вторую позицию в чемпионате.

Зачет пилотов после одиннадцати этапов:

1. Л. Хэмилтон (McLaren) – 157;

2. Д. Баттон (McLaren) – 143;

3. М. Уэббер (Red Bull) – 136;

4. С. Феттель (Red Bull) – 136;

5. Ф. Алонсо (Ferrari) – 123;

6. Н.Росберг (Mercedes) – 94;

7. Р. Кубица (Renault) – 89;

8. Ф. Масса (Ferrari) – 85;

9. М. Шумахер (Mercedes) – 38;

10. А. Сутил (Force India) – 35;

11. Р. Баррикелло (Williams) – 29;

12. К. Кобаяши (Sauber) – 15;

13. В. Лиуцци (Force India) – 12;

14. В. Петров (Renault) – 7;

15. С. Буэми (Toro Rosso) – 7;

16.Х. Альгерсуари (Toro Rosso) – 3;

17. Н. Хюлькенберг (Williams) – 2.

Кубок Конструкторов:

1. McLaren – 300;

2. Red Bull – 272;

3. Ferrari – 208;

4. Mercedes GP – 132;

5. Renault – 96;

6. Force India – 47;

7. Williams – 31;

8. Sauber – 15;

9.Toro Rosso – 10;

Обозреватель Илья Морозов

window.yaContextCb.push( function () { Ya.adfoxCode.createAdaptive({ ownerId: 173858, containerId: 'adfox_151179074300466320', params: { p1: 'cbujh', p2: 'emwl', puid1: '', puid2: '', puid3: '' } }, ['tablet', 'phone'], { tabletWidth: 1023, phoneWidth: 639, isAutoReloads: false }); setTimeout(function() { if (document.querySelector("#adfox_151179074300466320 #adfox_151179074300466320")) { document.querySelector("#adfox_151179074300466320").style.display = "none"; } }, 1000); });