Первый подиум Петрова

Россиянин Виталий Петров впервые поднялся на пьедестал "Формулы-1" - в мельбурнской гонке он финишировал третьим. После окончания этапа гонщик заявил, что результат - это реальная сила Lotus Renault

Первый подиум Петрова
Фото: Reuters

28 марта. INTERFAX.RU - Сезон 2011 года, который должен был стартовать в жарком Бахрейне 11 марта, взял свое начало двумя неделями позже в Австралии, этап в которой должен был быть вторым, но революционно настроенные граждане королевства решили иначе, вынудив местные власти отказаться от проведения гонки.

Зеленый континент встретил "Большой цирк" хмурым небом и прохладой. Сейчас здесь начало осени, и вероятность попасть под дождь гораздо выше, чем летом. Свободные заезды, как и предсезонные тесты, не выявили чего-либо явного преимущества, более того, стало понятно, что расклад сил в пелотоне не сильно изменился. Red Bull, Ferrari, McLaren по-прежнему в группе лидеров. Надежда на то, что и Mercedes GP сможет вступить в борьбу за верхние ступени пьедестала почета, начала умирать уже на тестах.

Lotus Renault столкнулась с серьезной проблемой в межсезонье, после того как лидер команды, Роберт Кубица, под которого строилась новая машина, попал в Италии в аварию, выступая в раллийной гонке. На замену поляку, который еще неизвестно когда поправится, был призван опытнейший Ник Хайдфельд. Немец на своем привычном уровне отработал тесты, и помог, учитывая его опыт, в доводке машины.

Квалификация мельбурнской гонки поначалу проходила по спокойному сценарию – пилоты Red Bull были впереди в первом и втором сегментах, Ferrari и McLaren находились близко, но были чуть медленнее. Виталий Петров порадовал уверенным пилотированием, выйдя в финальную часть, где разыгрывается поул. А затем наступила развязка. Действующий чемпион мира Себастьян Феттель выдал время на круге, которое отправило в психологический нокаут всех соперников, включая Марка Уэббера, выступающего на такой же машине. Квалифицировавшийся вторым Льюис Хэмилтон на McLaren отстал от обладателя поула почти на 0,8 секунды – пропасть по меркам "Формулы-1"! Абсолютно деморализованный Уэббер стал лишь третьим, и после финиша сессии растерянно изучал машину напарника по Red Bull, пытаясь понять, откуда такая разница между результатами, показанными на одинаковых болидах. Такое ощущение, что главный разработчик машин "Красных быков" Эдриан Ньюи научился обходить законы физики, других объяснений пока не находится! Кроме одного: возможно, хитрый инженер смог обмануть не природу, а действующий технический регламент, причем так, что никто уже второй год не может найти, где же лазейка в правилах. В прошлом году в адрес Red Bull уже звучали упреки в не совсем честной конструкции машин, судьи после жалоб соперников облазили болиды сверху донизу, но ничего не нашли. Похоже, что сейчас ситуация усугубилась. А разница в скорости между Феттелем и Уэббером объясняется, скорее всего, тем, что болид конструировался именно под манеру пилотирования Себастьяна. В то, что опытнейший Марк за зиму разучился ездить, не очень верится…

Следом за тройкой лидеров расположился Дженсон Баттон, на пятом и шестом местах квалифицировались Фернандо Алонсо и Виталий Петров. Россиянин берег резину, поэтому в финале был вынужден совершить лишь одну зачетную попытку. И она вполне удалась. Здесь уместно упомянуть, что Ник Хайдфельд на второй машине Lotus Renault занял только 18-е место. Потом немец пояснил, что ему помешали трафик на трассе и проблемы с техникой.

Старт гонки прошел без особых происшествий. Феттель, Хэмилтон и Уэббер сохранили позиции, Петров поднялся на два места вверх, а позднее стал и третьим, после того, как Марк Уэббер заехал в боксы для смены резины.

В этом году гонки стали динамичнее из-за новых шин Pirelli, которые, в отличие от прошлогодних сликов Bridgestone, изнашиваются значительнее интенсивнее, что вынуждает пилотов чаще заезжать на пит-стопы и делает гонки менее предсказуемыми. Администрация чемпионата специально попросила итальянских шинников, сменивших японцев в качестве поставщика резины в 2011 году, сделать менее износостойкие составы резиновой смеси, чтобы поднять зрелищность. И эта идея оправдала себя – в австралийской гонке произошло несметное количество посещений боксов и смен позиций. Неизменным было лишь положение двух лидеров, не позволивших никому приблизиться к ним.

В такой ситуации на первый план выходят умение пилота беречь резину и характеристики болидов, которые также можно настраивать на более бережное отношение к покрышкам. Именно это, а также скорость нового болида Lotus Renault и растущее мастерство самого гонщика, позволили Виталию Петрову открыть новую веху в истории автоспорта. Россиянин финишировал третьим, вслед за Себастьяном Феттелем и Льюисом Хэмилтоном, не позволив преследовавшим его Уэбберу и Алонсо даже обозначить намек на атаку. Впервые в истории "Формулы-1" представитель нашей страны поднялся на подиум главных гонок планеты, а над трассой взвился российский флаг!

На пресс-конференции после гонки Петров заявил, что результат, показанный в Австралии, это реальная сила команды, и в Lotus Renault рассчитывали побороться за верхние строчки в итоговом протоколе. Обнадеживающее начало чемпионата для поклонников российского пилота, но не стоит забывать, что в "Формуле-1" идет постоянное развитие, и хороший результат в одной гонке вовсе не гарантирует его повторения в следующем Гран-при. Исключением из этого правила в прошлом году были болиды Red Bull. Похоже, ситуация повторится и в этом сезоне. По крайней мере, в Австралии сложилось впечатление, что Феттель ехал "в полпедали", спокойно контролируя отрыв от Хэмилтона. Более того, позднее выяснилось, что у Red Bull толком не работала KERS – система рекуперации кинетической энергии, позволяющая кратковременно повышать мощность двигателя.

Жертвой тактических игр Red Bull, похоже, стала Ferrari. На тестах Скудерия демонстрировала неплохую, как тогда казалось, скорость, но гонка расставила все по своим местам – проигрыш по всем фронтам. Алонсо стал лишь четвертым, а Фелипе Масса – седьмым.

Разочаровали своих поклонников и немцы из Mercedes GP – в дебютной гонке ни Нико Росберг, ни Михаэль Шумахер не финишировали. Семикратный чемпион мира сошел по техническим причинам, повредив днище машины на старте этапа, а его молодой напарник пал жертвой горячего бразильского ветерана Рубенса Барикелло, который несмотря на свой опыт чудил в Австралии и в субботу, когда провалил квалификацию, и воскресенье, когда летел по трассе так, будто находится на ней один. Догнав Росберга, Рубенс не стал долго раздумывать и попытался пройти немца по внутреннему радиусу поворота, где Нико его явно не ждал. За что и получил удар в бок. В течение пяти минут Mercedes GP лишилась обеих машин. Несмотря на то, что нулевой результат стал следствием внешних причин, форма команды явно не соответствует предсезонным ожиданиям – немцы пока не способны бороться за подиум.

Еще одним разочарованием начала чемпионата стали прошлогодние новички чемпионата – Lotus Team, Marussia Virgin Racing и Hispania Racing Team. Первые две команды построили машины, которые пока медленнее их же прошлогодних болидов, а третья стала жертвой вернувшегося правила 107 процентов. Теперь команда, машины которой не уложились в 107% от времени обладателя поула, не допускаются на старт. Такое ограничение действовало в прошлые годы, когда желающих выступать было больше, чем мест на старте, но с уменьшением числа команд было отменено, а теперь снова узаконено. За счет такого лимита из гонки выбывают наиболее медленные машины, которые могут нести опасность для лидеров, которые вынуждены их обгонять по два-три раза за гонку.

Первая гонка сезона задала много вопросов относительно расстановки сил на сезон, картина станет более определенной в следующих двух-трех Гран-при. Инженерные штабы команд лихорадочно ищут секрет скорости Red Bull, не исключено, что вскоре на команду обрушится "формульная" административная машина, задача которой не допустить чрезмерного доминирования кого-то одного. У Берни Экклстоуна есть печальный опыт начала прошлого десятилетия, когда после пяти подряд титулов Шумахера и Ferrari зрители перестали смотреть гонки – какой в этом смысл, если "Красный барон" все равно победит?.. Для того чтобы исправить ситуацию, пришлось несколько раз менять технический регламент. Не исключено, что ситуация вновь повторится, если Феттель будет выигрывать все подряд гонки.

Виталию Петрову хочется пожелать такой же стабильности, какую он продемонстрировал в Австралии. Будем надеяться, что команда будет модернизировать машину теми же ударными темпами, что и в прошлом году. В отсутствие Кубицы Виталий имеет реальный шанс стать лидером команды. Пока номинально он таковым и является – Хайдфельд не смог завоевать очков в дебюте сезона.

Зачет пилотов после первого этапа:

1. С. Феттель (Red Bull) – 25;

2. Л. Хэмилтон (McLaren) – 18;

3. В. Петров (Renault) – 15;

4. Ф. Алонсо (Ferrari) – 12;

5. М. Уэббер (Red Bull) – 10;

6. Д. Баттон (McLaren) – 8;

7. Ф. Масса (Ferrari) – 6;

8. С. Буэми (Toro Rosso) – 4;

9. А. Сутил (Force India) – 2;

10. Пол ди Реста (Force India) – 1.

Кубок Конструкторов:

1. Red Bull – 35;

2. McLaren – 26;

3. Ferrari – 18;

4. Lotus Renault GP – 15;

5. Toro Rosso – 4.

6. Force India – 3.

Обозреватель Илья Морозов

window.yaContextCb.push( function () { Ya.adfoxCode.createAdaptive({ ownerId: 173858, containerId: 'adfox_151179074300466320', params: { p1: 'cbujh', p2: 'emwl', puid1: '', puid2: '', puid3: '' } }, ['tablet', 'phone'], { tabletWidth: 1023, phoneWidth: 639, isAutoReloads: false }); setTimeout(function() { if (document.querySelector("#adfox_151179074300466320 #adfox_151179074300466320")) { document.querySelector("#adfox_151179074300466320").style.display = "none"; } }, 1000); });