Глава "Газпром экспорта": рост экспорта "Газпрома" в Европу в 2017 году опять превысил рост рынка

Елена Бурмистрова рассказала, есть ли шансы у американского СПГ в Европе в конкуренции с "Газпромом"

Глава "Газпром экспорта": рост экспорта "Газпрома" в Европу в 2017 году опять превысил рост рынка
Генеральный директор "Газпром экспорта" Елена Бурмистрова
Фото предоставлено пресс-службой

Москва. 8 ноября. INTERFAX.RU - В начале нового газового года в Милане на полях Европейской осенней газовой конференции (European Autumn Gas Conference) мы обсуждаем с генеральным директором "Газпром экспорта" Еленой Бурмистровой наиболее любимые загадки газового рынка.

Есть ли шансы у американского СПГ в Европе в конкуренции с "Газпромом" ? Способен ли "Газпром" подобно ОПЕК влиять на цены на европейском рынке? И стоит ли ждать такой политики от него - она рассказала в интервью "Интерфаксу".

- Давайте начнем с обсуждения конкуренции американского СПГ с российским трубным газом на европейском рынке. Вы говорили, что американский СПГ будет неконкурентоспособен в Европе. Есть ли у вас оценки, при какой цене на Henry Hub американский газ будет не конкурентоспособен в Европе?

- Мы видели самые разные расчеты и экспертные заключения, и в среднем все приходят к одному и тому же. Не удивляйтесь этой цифре - для того, чтобы американский СПГ был конкурентен на европейском рынке, сегодня он должен стоить на площадке Henry Hub около $1 за mbtu, а желательно и меньше. При этом мы прекрасно понимаем, что такой низкой цены в Америке не будет. Более того, сегодня цены на американском рынке демонстрируют тенденцию к росту. В любом случае говорить о конкуренции с российским газом, который несоизмеримо привлекательнее хотя бы с точки зрения географии доставки, мне кажется, преждевременно даже с учетом того, что сейчас мы видим рост цен на нефть, к которым привязаны цены по нашим контрактам. Хотя, возможно, эта тенденция к росту временна, это никому не известно.

В целом, конечно же, для американских производителей более предпочтительно отправлять газ в страны АТР, такие как Китай; или на новые рынки, например, как Индонезия.

- Тогда это будет конкуренция с "Газпромом" на китайском рынке.

- Китайский рынок огромен по своей сути. И сегодня мы слышим из Китая все новые сообщения о том, что необходимо действительно менять пропорциональное соотношение энергетического микса, пора уходить от угля. Конечно, экономически это достаточно тяжело, и может быть, местами болезненно для Китая. Но тренд совершенно очевиден, и Китай уверенно движется в этом направлении. Поэтому говорить о конкуренции на рынке, который сегодня фактически бездонен, пока, мне кажется, не имеет смысла.

- Вчера было высказано мнение, что "Газпром" на европейском рынке - это фактически, как ОПЕК, и если компания будет сокращать объем предложения, повышая цены, то будет способствовать росту рентабельности поставок американского СПГ. Какова на сегодня ваша стратегия - повышение выручки за счет регулирования цены или объема?

- В течение 2017 года все могли наблюдать, как работает крайне аккуратно выверенная стратегия "Газпрома" - наращивание объема и максимизация валютной выручки. Мы успешно ее реализовали. Сегодня я представила цифры (прогноз увеличения экспорта газа в Европу до 185-190 млрд куб. м газа в 2017 году по сравнению с 179,3 млрд куб. м, поставленными по контрактам "Газпром экспорт" и "Газпром Швайц" за прошлый год - ИФ). То есть наши темпы роста поставок превышают темпы роста потребления газа в Европе. Таким образом, мы видим, что ниша для нашего газа сохраняется и останется открытой еще очень долго.

Действительно, мы иногда слышим, что "Газпром" мог бы выступать в роли "замыкающего" поставщика, то есть, снизить объемы и таким образом искусственно поднять цену. Но манипуляциями на рынке мы не занимаемся. Во-первых, мы считаем себя ответственной компанией, а во-вторых, нам интересно увеличивать и долю на рынке. Она будет расти в том числе и пропорционально росту спроса на газ. Мы видим развитие газового рынка в целом и надеемся на развитие рынка газомоторного топлива, рынка бункеровки, особенно в регионе Балтийских стран. Это некоторые из тех ниш, благодаря которым поставки газа будут расти.

- В текущем году "Газпром" подписал долгосрочный контракт на поставку 1,7 млн т СПГ в Гану. Чем он подкреплен? Есть ли такой же долгосрочный контракт на закупку СПГ?

- У нас существует маркетинговая стратегия, которую реализует Gazprom Marketing&Trading, которая занимается оптимизацией портфеля. Необязательно, чтобы все объемы были подкреплены back-to-back, то есть каждому контракту на покупку соответствовал контракт на продажу. Существует портфель, который постоянно оптимизируется. В нем есть долгосрочные позиции - это, естественно, контракт с Sakhalin Energy, и контракт с "Ямал СПГ", который вступит в силу после запуска проекта, - и есть также большое количество коротких позиций, которые оптимизируют трейдеры для этих поставок. Поэтому мы никогда не ограничиваемся принципом back-to-back.

- Говорилось, что "Газпром" ведет переговоры с итальянской ENI о переносе контрактов на закупку газа с северного направления (из Словакии) на южное направление (со стороны Турции), а также с турецкими партнерами о переносе объемов с Трансбалканского газопровода на "Турецкий поток". Удалось ли о чем-то договориться?

- Это сейчас в большей степени технические вопросы, и пока окончательных, закрепленных договоренностей нет. Но когда мы будем близки к окончанию строительства, они, безусловно, появятся. Я не вижу какого-то противодействия или существенных проблем в подписании такого рода документов.

- "Газпром экспорт" уже окончательно отказался от проведения аукционов по продаже газа на экспорт в осенне-зимний период или еще есть надежда?

- На эту зиму практически отказались. Я не говорю, что мы совсем отказались от аукционов как инструмента, как одного из способов торговли на будущее, но сейчас у нас нет проблем со сбытом газа. Более того, у нас есть большое количество запросов от традиционных клиентов на увеличение объемов по нашим долгосрочным контрактам, а кроме того, есть и запросы на увеличение по краткосрочным контрактам. То есть, сегодня у нас нет необходимости применять аукцион в качестве стимула увеличения продаж.

Спорт
Последние новости